МАМА plus

Объявление




Всем привет!!!

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » МАМА plus » Гори свеча » Как говорить детям о смерти?>>


Как говорить детям о смерти?>>

Сообщений 1 страница 30 из 61

1

Как правильно преподносить детям эту тему?
У нас уже несколько человек близких умерло, и вопросы возникли сами собой..... И когда они умрут, и почему, и что с ними там будет, и что они не хотят лежать в гробу под землей....И что хотят родиться заново, причем у именно у нас....

2

я особенно сильно тему усталости-болезни не затрагиваю... говорю умер - у нас автоматом значит сидит на облачке - свесив ножки - как то так объяснила ей лет в пять - удовлетворило, в разговоре, могу спокойно упомянуть, этот рисунок от дяди Саши покойного, или вроде того, ребенок спокойно реагирует... когда умерла собака дочери было лет восемь - сказала что он умер, но его дух с нами (тему души не затрагивали       у животных вроде нету ) бродит по дому как доброе присутствие защищает нас от всего что мы не видим и по вечерам хулиганит вместе с разыгравшимися котами... как только животные осваивают какую нить новую хулиганскую выходку ребенок резюмирует - опять их Рея (пес) научил плохому     совсем недавно у меня умерла близкая приятельница, дашка росла вместе с ее сыном - дочка поплакала узнав об известии, но относится по видимому уже философски, я сказала что надо заботиться о живых - беречь и любить, на похороны ребенка не считаю нужным брать.

3

Мне очень нравится книга Чуковского "От двух до пяти" Я когда то купила ее с рук, думала просто поржать, но она и психологического характера...

Вот несколько выдержек по теме:

НЕНАВИСТЬ К ПЕЧАЛИ
Прежде чем воспроизвести мои записи о том, как маленькие дети
относятся к смерти, я хотел бы в виде краткого предисловия напомнить об
одном замечательном качестве детской души - оптимизме.
Все дети в возрасте от двух до пяти верят (и жаждут верить), что жизнь
создана только для радости, для беспредельного счастья, и эта вера - одно
из важнейших условий их нормального психического роста.
Гигантская работа ребенка по овладению духовным наследием взрослых
осуществляется только тогда, если он непоколебимо доволен всем окружающим
миром.

Свернутый текст

Отсюда - борьба за счастье, которую ребенок ведет даже в самые тяжелые
периоды своего бытия.
Пойдите хотя бы в костнотуберкулезный санаторий, где малые дети,
привязанные целыми годами к кроватям, вырабатывают в себе, наперекор своей
томительной жизни, столько благодатной веселости, что даже многолетние боли
не причиняют им травмы, какую причинили бы взрослым.
Пойдите в какой-нибудь из детских театров. Когда на героя нападают
разбойники, когда баба-яга превращает его в мышь или ящерицу, юные зрители
испытывают душевную боль и требуют, настойчиво требуют, чтобы неприятности,
выпавшие на долю героя, прекратились возможно скорее и снова воцарилось
безбрежное счастье, которое для психики ребенка является нормой.
В московском театре для детей шла чудесная пьеса талантливого
советского драматурга Т.Габбе "Город мастеров". Пьеса предназначена для
старших ребят, но на один из спектаклей случайно попал мой пятилетний внук.
С горячим увлечением глядел он на сцену и вдруг крепко-крепко закрыл себе
ладонями глаза:
- Больше не стану смотреть. Ты скажешь, когда начнется хорошее.
Глаза у него оставались закрытыми, покуда на сцене происходило
печальное действо: благородный горбун Караколь, главный герой этой пьесы,
попал в западню к врагам и коварный злодей-наместник несправедливо обвинил
его в краже кольца, которое сам же и дал ему. Торжество лицемерия и злобы
над смелым, благородным героем было так невыносимо для пятилетнего сердца,
что внук поспешил зачеркнуть, уничтожить весь этот мучительный для него
эпизод.
Лишь тогда отнял он руки от глаз и с прежнею жадностью начал смотреть
на сцену, когда убедился, что все бедствия Караколя прошли, и тот счастлив
опять.
Почему вообще дети младшего возраста - вовсе не такие уж добрые -
принимают так близко к сердцу судьбу своих любимых персонажей, будет ли то
горбун Караколь, или Буратино, или Аладдин, или Золушка, или Василиса
Прекрасная? Почему они горюют и плачут, если этим персонажам приходится
плохо, и чувствуют такую горячую радость, когда те становятся победоносны и
счастливы?
Главная причина, как мне кажется, заключается в том, что у детей есть
способность отождествлять себя с каждым таким персонажем.
Когда мой внучонок закрыл глаза, чтобы не видеть страданий, которые
предстояло претерпеть Караколю, это, вероятно, произошло оттого, что он
увидел в Караколе себя и ему стало жалко себя. И так как в волшебных
сказках герои неизменно бывают бесстрашны, самоотверженны, благородны,
активны и всегда, ради победы добра, борются со злыми и темными силами
жизни, ребенок ощущает себя таким же участником этой борьбы за добро.
Поэтому ему так мучительно видеть, как злые и темные силы хоть на мгновение
вытесняют из мира добро. В такие минуты он закрывает глаза, дабы этим
незамысловатым приемом обеспечить себе душевный покой.
"В нашей семье, - пишет мне А.Н.Робинсон, - сохранилась старая хорошая
книжка "Сказки бабушки Татьяны". Все три поколения детей на протяжении
полувека (мой дядя, я и мои дети), зная заранее содержание этих сказок,
всякий раз, когда кто-либо из взрослых читал им сказки или они сами
смотрели картинки, упорно пропускали (или переворачивали) те страницы, где
говорится о смерти петушка и о гибели серого козлика".
В знаменитой сказке Льва Толстого "Три медведя" девочка заблудилась в
лесу, попала к медведям в дом, сломала у них маленький стул, съела их суп:
они сердились на нее и бранили ее.
Вова невзлюбил эту сказку и выбросил из нее все неприятное. По его
словам, история случилась не с девочкой, а с ним: это он, Вова, заблудился
в лесу и попал к трем медведям. Ничего он у них не ломал, а суп хоть и
съел, но сейчас же пошел на кухню и приготовил им новую порцию - вкуснее и
больше. Медведи оказались предобрые: угостили его медом и яблоками,
подарили ему елку с игрушками, научили стрелять из ружья.
Словом, если Лев Толстой изобразит в своей сказке наряду с веселыми
эпизодами грустные, четырехлетний ребенок поправит Толстого, вытравит из
его сказки печальное, устранит те места, где говорится о неудачах героев, и
оставит одни только удачи и радости.
Но решительнее и активнее всех выразил свою жажду оптимистического
отношения к миру Алик Бабенышев.
"Он очень любит книги, - сообщает в письме его мать. - Особенно ему
нравилась сказка о Буратино. Он всякий раз просил меня, когда я приходила с
работы:
- Прочти "Золотой ключик".
Однажды я увидела, что из книги очень неумелой рукой вырвана страница,
все зазубринки торчат.
- Кто это сделал? - спросила я.
- Я.
- Зачем?
- Чтобы он ее не обижал.
Не помню сейчас, кто из героев обижает там Мальвину, но вырвана была
действительно та страница, где Мальвину обижали".

Александр Жаров сообщил мне такой эпизод:
Внучка Оленька попросила у бабушки:
- Расскажи сказку!
Бабушка начала:
- Дело было в лесу. Шли маленькие козлята. А навстречу им серый
волк...
Оля крикнула:
- Не надо рассказывать!
- Почему?
- Козлят жалко.

Впрочем, и к волку ребенок отнесется с таким же горячим сочувствием,
если только из какой-нибудь сказки узнает, что волк - невинно пострадавшая
жертва коварных врагов.
Четырехлетний Алик Чернявский спокойно слушал сказку про злую лису и
простодушного волка. Но когда он узнал, что хвост у волка примерз и что
волк, убегая от врага, был вынужден оставить оторванный хвост в проруби, он
очень огорчился его неудачен и дрожащим голосом спросил:
- Но ведь хвост потом вырос? Правда?
- Нет! - отвечали ему. - Этого никогда не бывает.
- Нет, вырос! вырос! вырос! - упрямо настаивал мальчик.
- Да нет же, у одних только ящериц хвосты отрастают опять, а у волков
никогда.
Горе Алика не имело пределов. Он так разбушевался, что его долго не
могли успокоить. Он рыдал навзрыд и сквозь слезы выкрикивал:
- Вырос! вырос! вырос!

Глупый мышонок в маршаковской "Песне о глупом мышонке" позвал к себе в
няньки кошку, и та растерзала его. Четырехлетняя Галя Григорьева вначале и
слушать не хотела об этой катастрофической смерти, но после долгого
раздумья сказала:
- Наверное, мышка-мать рада, что кошка съела ее мышонка.
- Почему же?
- Да он все пищал, плакал, не давал ей спать... А теперь ей никто не
мешает: спи сколько хочешь. Не надо вставать и баюкать его. Правда? Ведь ей
стало лучше? Да?
Так своими собственными средствами, без посторонней помощи, дети на
каждом шагу создают для себя иллюзию счастья и зорко следят, чтобы она не
терпела ущерба.
В последнее время я получил великое множество писем, подтверждающих
эти мои наблюдения целыми десятками примеров. Нина Соковнина (Москва) пишет
мне о мальчике Саше (2 года 8 месяцев):
"Не любит плохих концовок в сказках и исправляет их. Дед укладывает
его спать и поет:

Ай-дуду! ай-дуду!
Потерял мужик дугу.
Поискал и не нашел.
Он заплакал и пошел.

- Нет, не так! - возражает Саша.
- А как же?
- Запряг лошадь и пошел".
Другой малыш, Коля Черноус, трех с половиною лет, совсем избавил эту
песню от горестных строк и создал такой вариант:

Ай-дуду! ай-дуду!
Потерял мужик дугу.
Поискал и нашел,
Засмеялся и пошел.

Тот же Саша слушал по радио "Колобок" и очень радовался его спасению
от волка и медведя. Но потом он услышал слова: "Вот лиса "ам" - и
проглотила". Саша никак не согласился с этим.
- Нет, он убежал! Вот он бежит, бежит, бежит - слышишь, бабушка?
Тут по радио зазвучала веселая музыка.
- Ну вот, я говорил, что убежал! Вот он прибежал домой: дед и баба и
Колобок схватились за руки - пляшут!
И сам приплясывает и в ладоши хлопает, так что бабушке пришлось
согласиться, что Колобок прибежал домой.

И снова о Колобке.
"Лет двух от роду, - сообщает Е.Тагер, - я, по словам моей матери,
очень любила сказку о Колобке. Но слушала спокойно только до тех пор,
покуда Колобку удавалось ускользать от опасных зверей. Когда же доходило
дело до лисы, которая его "ам - и съела...", я поднимала страшный крик: "Не
надо, не надо!" - и пускалась в слезы. Одно спасение от рева было -
продолжать сказку, заставляя ловкого героя последовательно встречаться со
львом, слоном, верблюдом и т.д., причем все эти встречи должны были
непременно кончаться торжеством Колобка.
- Весь зоологический сад, бывало, переберу, пока ты уснешь! -
жаловалась впоследствии мать".
И вот что сообщает мне из города Кропоткина Л.А.Потапова о своей
внучке Леночке:
"Ей было три года, я спела ей песенку про кукушку, которая потеряла
детей. При словах:

Потеряла детей,
Скучно, бедненькой, ей, -

раздались громкие рыдания Леночки, и когда я через несколько дней
попыталась ей спеть ту же песенку, она с ужасом зажала мне рот:
- Не надо! Не надо!
То же самое случилось, когда я рассказывала ей сказку "Теремок",
которая кончается тем, что медведь раздавил всех зверей.
В дальнейшем я уже все сказки заканчивала хорошим исходом".
О таком же случае сообщает и писатель Л.Пантелеев. Когда его дочери
Машеньке было без малого полтора года, он попытался прочитать ей известный
стишок (переведенный с английского):

Дженни туфлю потеряла,
Долго плакала-искала,
Мельник туфельку нашел
И на мельнице смолол.

Машенька так сильно "переживала" первые три строки этого стихотворения
("Бедная девочка, ножка босая, голенькая"), что отец не решился прочитать
последнюю строку - о жестокости мельника.
"И вот, - пишет он в своем дневнике, - вместо "мельницы" я бормочу
нечто благополучное - что-то вроде:

Мельник туфельку нашел,
Положил ее на стол".

Эта жажда радостного исхода всех человеческих дел и поступков
проявляется у ребенка с особенной силон именно во время слушания сказок.
Если ребенку читают ту сказку, где выступает добрый, неустрашимый,
благородный герой, который сражается со злыми врагами, ребенок непременно
отождествляет с этим героем себя.
Всей душой сопереживая с ним каждую ситуацию сказки, он чувствует себя
борцом за правду и страстно жаждет, чтобы борьба, которую ведет благородный
герой, завершилась победой над коварством и злобой. Здесь великое
гуманизирующее значение сказки: всякую, даже временную неудачу героя
ребенок всегда переживает как свою, и таким образом сказка приучает его
принимать к сердцу чужие печали и радости.

4

Вот еще.

ДЕТИ О СМЕРТИ
Восьмилетний октябренок сказал:
- Аня, я десять раз смотрел "Чапаева", и все он утопает. Может быть,
пойти с папой?
Ему хочется думать, что гибель Чапаева - киноошибка и что эту грустную
киноошибку он может исправить, добившись, чтобы Чапаев остался в живых. В
понимании ребенка счастье - это норма бытия, и оттого трагический конец
фильма о любимом герое показался ему противоестественным.
Тем персонажам, которые милы ребенку, все на свете должно удаваться, и
никоим образом нельзя допускать, чтобы они умирали, так как, повторяю, с
ними он чаще всего отождествляет себя.
Замечательны в этом отношении поправки, которые в разное время внесли
два трехлетних мальчугуна в рассказанную им "Красную Шапочку".
Один из них, Андрейка, тотчас же нарисовал иллюстрацию к сказке в виде
какой-то бесформенной глыбы и объяснил окружающим:
- Это камень, за ним спряталась бабушка. Волк не нашел ее и не съел.
Второй мальчуган, Никита (по-домашнему - Китя), обеспечил себе такую
же уверенность в полном благополучии мира, выбросив из сказки все то, что
казалось ему грустным и пугающим. Правда, сказка вышла чересчур уж
короткая, но зато вполне утешительная. Китя рассказал ее так:
- Жила-была девочка-шапочка и пошла и открыла дверь. Все. Я больше не
знаю!
- А волк?
- А волка не надо. Я его боюсь.
"Волка не надо!" Спрашивается: может ли такой оптимист, не приемлющий
ни малейших упоминаний о страхах и горестях жизни, ввести в свое сознание
трагическую мысль о смерти - чьей бы то ни было, но говоря уже о
собственной?
Если вы вздумаете рассказать ребенку всю правду о смерти, он, из
вечного детского стремления к счастью, немедленно примет все меры, чтобы
заменить эту правду соответственным мифом.

Свернутый текст

Вася Катанян, четырех лет, недоверчиво спросил свою мать:
- Мама, все люди умирают?
- Да.
- А мы?
- Мы тоже умрем.
- Это неправда. Скажи, что ты шутишь.
Он плакал так энергично и жалостно, что мать, испугавшись, стала
уверять его, что она пошутила.
Он успокоился сразу:
- Конечно, пошутила. Я же знал. Сначала мы будем старенькие, а потом
опять станем молоденькими.
Таким образом, он почти насильно вернул себе необходимый ему оптимизм.
А.Шаров в своей интересной статье "Языки окружающего мира" приводит
следующий рассказ педагога о трехлетнем Коле:
- Когда мы первый раз выезжали на дачу и воспитательница повела
малышовую группу на прогулку, Коля шел позади. Потом вдруг остановился и
склонился к траве. Воспитательница подошла и поторопила: "Идем, идем!" Он
показал на мертвую синичку и спросил.
- Почему она не летит?
- Птица дохлая, - сказала воспитательница и прикрикнула: - Да иди же
ты!
Всю прогулку мальчик был молчалив, задумчив. Утром проснулся раньше
всех. Босиком побежал к опушке леса. Синички там не оказалось. Он бегом
вернулся и, дождавшись воспитательницы, задыхающимся, немыслимо счастливым
голосом воскликнул:
- Тетя Маша! Все-таки она улетела!..
Мальчик так и не принял смерти. Так и утвердил вечность жизни*.
______________
* "Новый мир", 1964, ь 4, стр. 143.

Вспоминается Егорушка из чеховской "Степи":
"Вообразил он мертвыми мамашу, о.Христофора, графиню Драницкую,
Соломона. Но, как он ни старался вообразить себя самого в темной могиле,
вдали от дома, брошенным, беспомощным и мертвым, это не удавалось ему:
лично для себя он не допускал возможности умереть и чувствовал, что никогда
не умрет..." (гл. VI).

Оптимизм нужен ребенку, как воздух. Казалось бы, мысли о смерти должны
нанести этому оптимизму сильнейший удар. Но, как мы только что видели,
ребенок чудесно забронирован от подобных скорбей. В его душевном арсенале
есть достаточно средств для защиты необходимого ему оптимизма. Едва только,
на исходе четвертого года, ребенок убеждается в неотвратимости смерти для
всего существующего, он торопится тотчас же уверить себя, что сам он вовеки
пребудет бессмертен.
В автобусе круглоглазый мальчишка лет четырех с половиною глядит на
похоронную процессию и говорит с удовольствием:
- Все умрут, а я останусь.

Великолепно выражена эта детская жажда бессмертия в той же повести
Веры Пановой "Сережа":
"- Мы, что ли, все умрем? [- спросил у взрослых шестилетний малыш.]
Они смутились так, будто он спросил что-то неприличное. А он смотрел и
ждал ответа.
Коростелев ответил:
- Нет. Мы не умрем. Тетя Тося как себе хочет, а мы не умрем, и, в
частности, ты, я тебе гарантирую.
- Никогда не умру? - спросил Сережа.
- Никогда! - твердо и торжественно пообещал Коростелев.
И Сереже сразу стало легко и прекрасна. От счастья он покраснел -
покраснел пунцово - и стал смеяться. Он вдруг ощутил нестерпимую жажду:
ведь ему еще когда хотелось пить, а он забыл. И он выпил много воды, пил и
стонал, наслаждаясь. Ни малейшего сомнения не было у него в том, что
Коростелев сказал правду: как бы он жил, зная, что умрет? И мог ли не
поверить тому, кто сказал: ты не умрешь!"

- Мама, - говорит четырехлетняя Анка, - все люди умрут. Так должен же
будет кто-нибудь вазочку (урну) последнего человека на место поставить.
Пусть это буду я, ладно?

Замечательны те многообразные и хитроумные способы, при помощи которых
ребенок отгоняет от себя мысль о смерти.
Самообслуживание оптимизмом - могучий закон детской жизни.
Таточка Харитон услыхала от няни песню:

И никто не узнает,
Где могилка моя.

И стала петь ее так:

И никто не узнает,
Где могилка твоя.

Няня говорит:
- Ты неверно поешь. Нужно петь: "Где могилка моя".
- Я так и пою: "Где могилка твоя"*.
______________
* Возможно, Таточкин вариант этого двустишия был связан также и с тем
обстоятельством, что маленькие дети еще не тверды в правильном применении
слов "я" и "ты" (см. рассказ Л.Пантелеева "Буква "ты").

Бабушка умерла. Ее сейчас закопают. Но трехлетняя Нина не слишком-то
предается печали:
- Ничего! Она из этой ямки переляжет в другую, полежит-полежит и
выздоровеет!

Мертвые для маленьких бессмертны.
Л.М.Николаенко повела трехлетнюю Марину на кладбище и посадила на
могиле ее бабушки клен. Вернувшись, девочка сказала с удовольствием:
- Наконец-то я увидела бабушку Лиду!
- Что ты, Мароша! Ты видела только ее могилку.
- Нет, я видела, как она сама выглядывала в ту ямку, в которую вы
сажали деревце.

Девочка пяти лет пришла с мамой на кладбище и вдруг увидела пьяного,
который шел, шатаясь, за кустами.
- А этот дядя уже выкопался из могилки?

У Вересаева записан такой разговор:
"- Знаешь, мама, я думаю, люди всегда одни и те же: живут, живут,
потом умрут. Их закопают в землю. А потом они опять родятся.
- Какие ты, Глебочка, говоришь глупости. Подумай, как это может быть?
Закопают человека большого, а родится маленький.
- Ну что ж! Все равно как горох! Вот такой большой. Даже выше меня. А
потом посадят в землю - начинает расти и опять станет большой".

Прошло много лет, и мне сообщили о такой же гипотезе, снова выдвинутой
трехлетним ребенком.
- Хоронят старых людей, - это их в землю сеют, а из них маленькие
вырастают, как цветы.

Младшим дошкольникам смерть представляется сплошным удовольствием.
Волик спрашивал о каком-то покойнике:
- А на чем он ехал хорониться?
- Ты ведь видел, как хоронят.
- Это когда в ящике катают на лошадке? Да?

Жалеть умирающих - не детское дело.
- Я умру, - говорит мать. - Меня сожгут.
- А как же твои туфли? - ужасается дочь (двух с половиною лет).

Фелик вбегает в комнату:
- Мама, я хочу быть курсантом: их хоронят с музыкой, - и шапка на
гробу!

Похороны без музыки вообще никуда не годятся.
- Почему умер не играет? Я хочу, чтобы умер играл!

Зато, когда "умер играет", можно встать у окна и хвастать:
- Скоро и моего папу так повезут!

- Наташа, кого хоронят?
- Не поймешь: их много, и все шевелятся.

Скончался дядя Шура. Сегодня хоронят.
- А пойдет за ним музыка?
- Нет, он не военный.
- А ты военный?
- Нет.
- А дядя Гога военный?
- Нет. А что?
- Музыку охота послушать.

- Из нашего дома вынесли лодку, а потом еще лодку, в ней умертый дядя,
положили его на грузовик, закрыли другой лодкой и увезли.

- Моя бабушка никогда не умрет. Дедушка умер - и хватит.

В соседнем дворе умерла старуха.
- Нет, старик! Я сам видел, что старик! Впереди несут гроб, а старика
ведут под руки, а он плачет, не хочет хорониться.

Хоронят женщину. Над нею плачет осиротелая дочь. Сироту уговаривают,
чтобы она перестала, но она продолжает рыдать.
- Какая непослушная! - возмущается Юрик и, желая, чтобы его похвалили,
спешит заявить своей матери:
- Вот когда ты умрешь, я ни за что плакать не буду.

- Мама! Поехал покойник, а за ним идет большая очередь.

Мать моей правнучки Машеньки пишет:
"Вот примерная эволюция ее представлений о смерти. Сперва девочка,
потом - тетя, потом - бабушка, а потом - снова девочка (в два с половиною
года). Тут пришлось объяснить, что очень старенькие бабушки и дедушки
умирают, их закапывают в землю.
После чего она спросила у бабеньки:
- А почему вас еще в земельку не закопали?
Одновременно с этим возникла боязнь смерти (в три с половиною года):
- Я не умру! Не хочу лежать в гробике!
- Мама, ты не будешь умирать, мне без тебя скучно будет! (И слезы.)
Однако к четырем годам примирилась и с этим".

Когда дети становятся старше, эгоистическая забота о личном бессмертии
и о бессмертии ближайших родных начинает сменяться у них бескорыстной
мечтой о бессмертии всего человечества. Украинский ученый Н.Н.Гришко
сообщил мне о таком разговоре:
- Мама, я тоже умру? - спросила девятилетняя Галка.
- Непременно.
- А скоро?
- Лет через сто.
Галка заплакала.
- Не хочу, мамочка, умирать, хочу жить тысячу лет.
Пауза.
- Я, знаешь, мама, буду учиться на "отлично", потом буду докторшей и
выдумаю такое лекарство, чтобы люди никогда не умирали.
- Это тебе не удастся.
- Ну тогда, чтобы люди жили не меньше ста лет. Я буду обязательно
такое лекарство выдумывать.
Этот разговор замечателен тем, что в нем детский эгоцентризм сменяется
(буквально у нас на глазах) горячей заботой обо всем человечестве.

Ляля Цвейберг пяти лет говорит:
- Вот ведь большие дяди и тети, а чем занимаются - хоронением! Я,
конечно, не боюсь, нет, но ведь жалко - хороняют и хороняют, ведь людей
хороняют. Пойдем и заявим в милицию - ведь жалко людей-то!

Буквально такое же не-личное чувство прорвалось у пятилетней Сашеньки:
- Зачем люди умирают?.. Мне жалко. Мне всех людей жалко, и чужих
жалко: зачем они умирают? (Дневник Ф.Вигдоровой.)

Е.Калашникова пишет мне про пятилетнего Мишу, который, услышав о
смерти знакомого, сообщил одному из гостей:
- Дядя, а ведь, знаете, умереть - это очень плохо. Ведь это на всю
жизнь!

Двое ребят:
- Не ешь зеленых вишен, умрешь.
- Нет, не умру.
- Видел: вчера хоронили дедушку? Когда был маленький, он ел зеленые
вишни - вот и умер.

О своей внучке Аленушке художник В.М.Конашевич пишет:
"Уговаривает нас с бабушкой не умирать, пока она не вырастет: она
изобретет лекарство от старости и от смерти. Потому что смерти не должно
быть".

Пятилетняя Лена обещает отцу:
- Я всегда буду тебя помнить - даже когда ты умрешь.
И тотчас перебивает себя:
- Нет, лучше мы вместе умрем. А то мне будет очень жаль, если ты
умрешь скорей меня.

Отражая в своем сознании реальную действительность, ребенок по самому
существу - материалист. Иначе и быть не может: таким формирует ребенка его
жизненная, повседневная практика. Факты, приведенные на предыдущих
страницах, свидетельствуют, до какой степени чужда ему всякая мистика.
Трезвость суждений ребенка способна поставить в тупик даже взрослых.
Сидит, например, трехлетняя девочка, и на лице у нее трудная дума.
- Наташа, о чем ты задумалась?
- Кто будет хоронить последнего человека?
Вопрос деловой, практический: кто похоронит покойника, когда и
похоронщики будут в могиле?

У Елизаветы Шабад, в ее книжке "Живое детское слово", приводится такой
разговор маленького здравомысла с отцом:
- Папа, если в прошлом году будет война, тебя застреляют?
- Может быть.
- И от тебя ничего не останется?
- Нет.
- Даже точки?
- Да. А ты меня будешь жалеть?
- Чего же жалеть, если ничего не останется!*

Источник

5

Finesse написал(а):

на похороны ребенка не считаю нужным брать.

в конце апреля умер наш прадедушка. Попрощаться с еще живым и в своем уме, дедушкой Дарья ездила со мною в военный госпиталь, где он проходил послеоперационное лечение. Прожил он после этого еще два месяца, но вообщем  имено в феврале он только и был ЕЩЕ в здравом уме и памяти. После уже нет. Мы говорили о Боге, о душе, и о том как ему жаль, что он так НИ РАЗУ И НЕ БЫЛ В ЦЕРКВИ, и какая красивая церковь видна из окна его палаты... как бы он хотел успеть зайти в нее...если бы....
МЫ в семье были готовы к его смерти, ребенку говорили что в последние дни нельзя его навестить, т.к. он умирает, и в больнице в реанимацию к нему НЕЛЬЗЯ. так все и было. мы Не придумываем трагических историй. на известие о кончине - отреагировали - Слава Богу, принял его душу! Отмучился. Светлый человек был, редкой души. Жаль что страдания выпали на его долю столь тяжелые. и кончина была мучительной. Теперь ему хорошо.
Про все организационные дела ребенок в курсе, живо интересуется у отца/дедушки как там дела на кладбище, сменили ли надпись на камне, и красиво ли сделали новую. Соболезнует дедушке/отцу, и прадедушкиной жене - тете Миле, не думаю что смерть как таковая в ее возрасте ей доступна. Скорее отчуждение и непонятность происходящего, но как некая неизбежность. Мы родились в семье с неизменной традицией 9 мая проводить в обществе ДЕДУШКИ/прадедушки, он военный, полковник, профессор военной академии, это было очень естественно быть с ним в этот день. Самая нелепая мысль этого года - он не дожил всего ДВЕ НЕДЕЛИ ДО ДНЯ ПОБЕДЫ...  можно подумать что это могло бы что то изменить... ничего не изменилось с 1945, многие не дожили всего нескольких дней. вот это было очень странным - что в этот день НАМ НЕКУДА ИДТИ, или ЕХАТЬ... потому что ОН прадедушка/дедушка был для нас ЦЕНТРОМ вселенной нашего клана. с остальным мы справимся.

6

Finesse, да кошмар. Мой дедушка.. мы тоже в его обществе всегда отмечаем 9 мая... И он таксказать последний из могикан. Больше нет никого напрямую причастного к этому празднику.

Светлая память вашему дедушке!

7

Ерширия, спасибо Ириш

8

Finesse, светлая память дедушке.
Нашего уже четвертый год нет с нами. И мы так же на 9 мая шли именно к нему, собирались всей нашей большой семьей за столом.... Теперь ходим на могилку.

Арландина написал(а):

Как правильно преподносить детям эту тему?

Сложнейший вопрос. Насте бабушка объяснила, что умирая человек все равно остается с нами. его душа рядом. Просто здесь, на земле, он устал и теперь находится в лучшем мире. Жанке недавно объясняла про облачко. А вот дедушку моего, своего прадедушку она никогда и не видела, родилась ч/3 три месяца после его смерти. Но мы каждый раз навещаем его могилку на кладбище и она думает, что он там живет, спрашивает так: "А когда мы поедем в гости к старенькому дедушке?"

9

Пернилла Стальфельт
Книга о смерти

От издателя
От жизни люди умирают. Звери - тоже. Даже морская свинка вечно жить не может, хотя, наверное, хотела бы. Увы. В виде букета загибаются цветы, червяк обычно погибает на крючке, комар - на лбу, а бабочка - в сачке. И, вспоминая про былое, больной старик мечтает о покое и думает о тех, кого с ним больше нет, и о количестве прошедших зим и лет. Зима всегда сменяет лето, а после жизни наступает смерть, но это совсем не страшно, потому что без смерти жизнь была бы скучной.

http://www.ozon.ru/multimedia/books_covers/1000608548.jpg

10

Сегодня, состоялся разговор о смерти-первый раз..
-Мама-а я умру?
-Доча все мы умрём...
-Мама-а ты УМРЁШЬ???И знаете девы-такие дикие глаза
-Ну доча-это нескоро будет..
-Мама-ты без меня не умирай, ты как захочешь умирать-умри и меня тоже   http://www.kolobok.us/smiles/artists/connie/connie_babyincrib.gif

11

Петрова написал(а):

Мама-ты без меня не умирай, ты как захочешь умирать-умри и меня тоже

меня аж на слезу прошибло :'(

12

Милена написал(а):

меня аж на слезу прошибло :'(

Точно, на эту тему вообще лучше не думать, а уж когда ребенок такое говорит  :'(

13

Петрова написал(а):

ты как захочешь умирать-умри и меня тоже

кошмар...

14

Милена написал(а):

меня аж на слезу прошибло

и меня, она благо лежала ко мне спиной и не видела, засыпала она

Suny написал(а):

Точно, на эту тему вообще лучше не думать, а уж когда ребенок такое говорит

ага

Эмилка написал(а):

Петрова написал(а):
ты как захочешь умирать-умри и меня тожекошмар...

Я вот думаю, думаю где она это открыла для себя...

15

Ерширия написал(а):

Мне очень нравится книга Чуковского "От двух до пяти"

надо поискать в закромах,я её ещё в 10м классе читала.Уж очень меня умиляли высказывания деток)))

16

Петрова написал(а):

Мама-ты без меня не умирай, ты как захочешь умирать-умри и меня тоже

не по себе.......Оксан зачем Варе это знать сейчас.....позже рассказала бы.

17

Квиточка написал(а):

Оксан зачем Варе это знать сейчас.....позже рассказала бы.

я ничего не говорила))А на вопрос как надо было ответить?Что нет?НЕ умрём?
Папа сказал, что она опять смотрела утром бемби сегодня, по телеку показывали, она после этого мульта стала, об этом думать..я так пологаю.А врать .я не буду, даже если это очень грустно-самое грустное-это врать

18

Петрова написал(а):

А на вопрос как надо было ответить?Что нет?НЕ умрём?

поняла,она сама спросила.

Петрова написал(а):

А врать .я не буду, даже если это очень грустно-самое грустное-это врать

не, врать не надо

19

Квиточка написал(а):

Петрова написал(а):
А на вопрос как надо было ответить?Что нет?НЕ умрём?поняла,она сама спросила.

Петрова написал(а):
А врать .я не буду, даже если это очень грустно-самое грустное-это вратьне, врать не надо

А как надо?

20

не, я считаю, что если деть интересуется, то говорить надо правду
мой пока не спрашивает, а я сама и не начинаю эту тему

21

Милена написал(а):

не, я считаю, что если деть интересуется, то говорить надо правду

аналогично, ну и потом-такой узкий вопрос был-умрёт ли она, умру ли я...Ведь это очевидная правда. без вариантов  http://www.kolobok.us/smiles/madhouse/dash3.gif  К моему большому сожалению

22

Петрова написал(а):

А как надо?

У меня слишком много было похорон в жизни,поэтому я болезненно к этому отношусь.
Я бы сказала,что конечно умрём,когда будем старенькими.
Ну можт ещё чего добавила по ходу дела.
И свернула б тему нафик,если боьше не возникает вопросов удетя.

23

Милена написал(а):

меня аж на слезу прошибло

а помоему ребенок очень смешьно ответила :crazyfun: это значит что она ниче не представляет о смерти и это значит что мы ее 'завидуем"))))

24

REAL-INTER написал(а):

а помоему ребенок очень смешьно ответила  это значит что она ниче не представляет о смерти и это значит что мы ее 'завидуем"))))

а по-моему ты понял все в своем стиле

25

REAL-INTER, отпишешься потом, када твой деть скажет подобное, посмеемся вместе

26

Квиточка написал(а):

меня слишком много было похорон в жизни,поэтому я болезненно к этому отношусь.

Знаешь, в моей жизни похороны, к большому сожалению как походы на дни рождения, очень частые...И имено поэтому ,я не буду врать..Или сворачивать, я точно знаю ,что все свёрнутые темы-рождают чудовищь, все боятся тоо, чего не знают, поскольку она больше ничего не спросила, я ничего и не ответила-и лишь потому, что спали мы уже...Ребёнок-должен удовлетворять потребность в знании, иначе он придумает СВОЁ знание

27

Милена написал(а):

отпишешься потом, када твой деть скажет подобное, посмеемся вместе

дай Бог))) а что тут грустного то? да смерть -грустно а тут простой детский интерес с смешным высзказыванием в конце. и то признание любви маму)))

28

Квиточка написал(а):

свернула б тему нафик,если боьше не возникает вопросов удетя

Да?Потому что ты боишся?Я не нападаю поверь))я рассуждаю для всех нас и наших детей..
Мы боимся этих мыслей и разговоров и передаём страх своим детям, мы отмахиваемся от их вопросов, а потом-они всю жизнь это разгребают, я слишком люблю своего ребёнка, чтобы ей врать, чтобы погружать её в мир незнания, непонимания.

REAL-INTER написал(а):

это значит что она ниче не представляет о смерти и это значит что мы ее 'завидуем"))))

да конечно .она не знает, не  понимает))и это благо детское,  но она делает выводы-что это место))где все будут)))уже разумно   http://s45.radikal.ru/i110/0810/eb/13a9cc0cefd9.gif  но она боится, а я не хочу ,чтоб она боялась.
Квиточка-оставить ребёнка наедине с его страхами-это не значит оградить его-это значит оградить себя-а ребёнка предать

29

Петрова написал(а):

Мы боимся

может боятся тогда- когда дети не будут интересоватся такими вещами?
вы тоже были детьми и вы тоже наверно интересовались...

30

REAL-INTER написал(а):

может боятся тогда- когда дети не будут интересоватся такими вещами?

Согласна))я то не боюсь, я про Квиточку..Хотя возможно, я её не так поняла, очень жду её мыслей на этот счёт


Вы здесь » МАМА plus » Гори свеча » Как говорить детям о смерти?>>