Для меня актуально... что Жанна, что Дана молчуньи((( что старшая до двух молчала, что младшая до сих пор с уверенностью только "мама" говорит. У Жанны к этому возрасту все же словарный запас был поболе...
Первый-второй год.
Если до года на первом месте по обсуждаемости родителями вопросы – «когда сел, встал и пошел», то после года на первые места в хит-параде родительской истерии выходит «мы ничего не говорим, а соседский уже стихи читает!». Мамы с упорством выясняют у соседских мам что говорят их дети и сравнивают своего, ставя ему все новые и новые диагнозы по интернету и переживая по поводу речевого развития. Стоп, до трех лет не все дети хорошо и много говорят, у кого-то сначала идет развитие физического, потом духовного, у кого-то наоборот. Перестаньте сравнивать своего малыша с другими. Для общих ориентиров расскажу вам о процессе становления речи детей и приблизительных нормах.
Надо помнить.
Итак, помните, что устная речь ребенка имеет специфические особенности, не все дети начинают говорить в одно время, считается, что мальчики начинают говорить позже девочек. И многое зависит от условий развития. Но родители начинают паниковать, если по каким-либо книгам по развитию детей их малыш отстает от каких-либо условных норм. Но мы всегда помним, это нормы относительные, на них необходимо ориентироваться только по общим точкам, оценивать речь необходимо в комплексе, по нескольким линиям сразу. Давайте теперь определимся с возрастными линейками развития речи.Развитие речи до года.
Итак, в первый год жизни ребенка у него формируется доречевое развитие, в этом периоде происходит процесс подготовки речевого аппарата и нервной системы к овладению активной речью. С самого рождения постепенно формируются элементы «речи» ребенка – его эквивалентами является крик, плач или любое звуковое воспроизведение ребенком звуков. Конечно, для нас они далеки от разговора, но ребенок с вами общается именно так, он подает вам сигналы – «мне мокро, некомфортно, я голодный» и т.д. Во время криков и плача ребенок тренирует разные отделы его голосового аппарата – зона артикуляции, дыхательная и голосовая зоны. Кроме того, голосовой реакцией ребенка считают чихание, звуки сосания и кашля, зевки. В редких случаях малыши могут издавать отдельные звуки из гортани – средний звук между «а» и «е».В возрасте около полутора месяцев малыш начинает проявлять интерес к речи своих мамы и папы, он начинает сосредоточиваться и прислушиваться, когда они говорят, когда наклоняются над ним, когда его успокаивают, он перестает плакать или капризничать, замирает. А еще через пару неделек он начинает в ответ на разговоры с ним улыбаться во весь свой беззубый рот. В возрасте пяти-шести недель малыш в ответ на разговоры пытается ротиком повторять движения рта взрослых, по мышцам губ прокатываются сокращения, он слегка выпячивает губки. Четкие улыбки видно уже в восемь недель. В три месяца малыш заливисто хохочет во весь голос. Кроме того, в ответ на любимые мелодии малыш начинает успокаиваться и молчит.
Примерно в полтора-два месяца в ответ на общение с ребенком родителей, малыш начинает в ответ делать попытки «говорить» - появляются гукающие, гортанного характера звуки. Это называют начальным гулением. Но само по себе гуление и певучие звуки появляются уверенно уже в два-три месяца. Малыш начинает издавать забавные и протяжные тихие гласные звуки, когда он находится в хорошем настроении. Он делает это долго и забавно.
Малыш примерно три месяца продолжает оттачивать свои песенные таланты, и примерно к полугоду малыш начинает усложнять свои звуковые сочетания, он начинает добавлять к своим песням согласные звуки – появляются слоги па, га, ма, та, ба, которые он произносит на разные лады и интонации, и иногда из них неосознанно складываются слова «па-па», или «ма-ма, ба-ба». Если пронаблюдать за малышом, когда он один и произносит звуки и слоги, он слушает сам себя, сам себе подражает и повторяет слоги, как хороший спортсмен, тренируя и оттачивая мастерство. Он складывает знакомые ему слоги в причудливые цепочки, пробуя их различные сочетания. Процессом подражания самому себе и речи взрослых, гулением отмечается большой этап в речевом развитии ребенка, качественно новая ступень его предречевого развития. Если к полугоду малыш не рпоизности никаких звуков, это должно настораживать!
Примерно в полгода гуление малыша постепенно переходит в лепетание, когда малыш начинает произнесение четких и отдельных звуков речи, прежде всего, это будут короткие цепочки из одинаковых слогов – ма-ма-ма, бу-бу-бу. И родители радуются, наконец, малыш говорит заветные слова, но это далеко еще не осмысленное и первое слово.
К примерно девяти месяцам лепет обогащается новыми звуками, интонацией, он уже состоит из длинных цепочек слогов, похожих на « серьезный разговор» с мамой или папой в ответ на обращенную к нему речь малыш отвечает лепетными цепочками с разной громкостью, эмоциями и интонациями. Лепетом он эмоционально раскрашивает действия с предметами. К этому же возрасту малыши демонстрируют то, что они понимают обращенные к нему слова, он реагирует на свое имя, воспринимая словесные команды – понимает можно и нельзя, делает то, что просят от него мама или папа. Он по команде открывает ротик, дает ручку, целует маму, на вопрос «где», поднимает или поворачивает голову, ища предмет, то есть он понимает речевые названия предметов. Ребенок легко находит игрушку по названию, если ему показали две-три и положили перед ним, ищет ее, если ее спрятали у него на глазах.
В возрасте десяти месяцев активно применяют лепетную форму речи, который выглядит уже как попытка разговоров, причем активных. Это цепочки из разных слогов, до пяти-семи слогов и более. Малыш пытается активно повторять за взрослыми их слоги, копирует по мере возможности новые и незнакомые слоги, копируя движения губ взрослых. Отлично малыши копируют и интонации с эмоциями, может воспроизводить схемы мелодических фраз, которые говорят родные. Он может приветствовать взрослых, радуется и показывает это «словами». Малыши очень любят произносить восклицания, междометия, звуки ох, ух, ага, ай, ой, и сопровождает все это мимикой и яркими жестами.
К возрасту 11-12 месяцев дети пристально следят за лицом говорящих взрослых, начинают комментировать их речь, кивая в такт головой или отрицательно ей мотая, сопровождают свои жесты гримасами, корчат рожицы и «говорят» свои версии речи родителей, из цепочки слогов, похожих на слова родителей. Дети отлично понимают простые вопросы взрослых – «дать это?», «хочешь на ручки», «пойдем гулять?» и ответить утвердительно или отрицательно, кивая или мотая головкой. И в этом периоде уже появляются первые упрощенные активные слова – «ма-ма», «би-би», «ду-ду» и указывает на конкретный предмет, который назван у него этим словом. То есть на этом этапе ребенок дает предметам речевые названия в упрощенной и доступной для него форме.
В этом возрасте параллельно с развитием речи проявляются интересы к чтению родителями и рассматриванию картинок в книгах, они с интересом слушают речь взрослых и показанное на картинках вызывает у них восторг. На картинках они узнают знакомые предметы и могут показать их родителям ручкой, причем обозначают это своим простым словом. В годик малыш может понимать простые фравзы и выполняет их – «открой дверь», «дай чашку или ложку», к концу года малыш обычно знает и говорит около пяти - десяти простых слов – киса, гав, дай, на, мама. На этом доречевой этап развития речи ребенка заканчивается, переходя на втором году в развитие речи уже активной.
Как развивается речь на втором году жизни.
На втором году жизни речь ребенка становится средством общения и малыш уже может передать свои чувства и эмоции, а звуки и простые слова выступают уже в роли средства общения и передачи информации, дает понять, чего хочет малыш. Постепенно происходит формирование речи из нескольких слов и потом предложений. Однако, перед тем, как произносить слова, необходимо понимать речь взрослых. Поэтому, у ребенка начинает накапливаться пассивный словарь, то есть количество слов, смысл которых ребенок понимает, хотя и не говорит их. Активный словарь пополняется не столь активно и за второй год малыш может выучить всего пару десятков слов.Самым важным показателем в развитии речи ребенка в возрасте второго года является способность ребенком понимать обращенную к нему речь, говорят в этом возрасте они еще очень мало, а вот слушают и запоминают очень много информации. Они слушают с большим интересом родителей и книги, песни и сказки, узнают по словам многие вещи, предметы и картинки, знают названия цветов и формы, выполняют простейшие инструкции и просьбы.
Параллельно с этим идет развитие речевых навыков детей и их умений говорить, накапливаются активный и пассивный словари. Примерно к концу второго года словарные и речевые различия между мальчиками и девочками стираются. К двум годам в активном словаре, то есть те слова, которые говорит сам ребенок, в среднем может быть от ста до трехсот слов. Однако, в это время дети говорят еще очень упрощенно, слова не более двух слогов, и в основном весь словарь составляют существительные или повелительные формы глаголов. В основном это имена взрослых и свое имя, названия игрушек, знакомых предметов и команды – дай, возьми, на, стой, части тела, звуки животных.
Автор: Парецкая Алена Михайловна.
Источник
Отредактировано Irinka (Суббота, 1 сентября, 2012г. 20:58:58)