Развитие ребенка от 6 лет до 7 лет
Что должен уметь ребенок старшего дошкольного возраста
Ребенок становится более выносливым. Вспомните: кажется, совсем еще недавно, пройдя пятьсот метров, он начинал хныкать и капризничать и даже проситься по привычке на руки. А теперь вы можете ходить с ребенком очень далеко: например, пройтись по магазинам (и даже попросить помочь что-то поднести), или поехать на дачу и от станции до дачного поселка пройти два-три (а то и больше) километра.
Ребенок этого возраста лучше, чем прежде, владеет своим телом; он легко лазает по лестницам, ходит по бревну, перепрыгивает через невысокую скамейку. У него хорошая координация движений: получается более точный бросок мячом, довольно легко он набрасывает кольцо на гвоздик и порой соперничает в таких играх с вами.
Ребенок должен много гулять и общаться с другими детьми, причем не только с ровесниками, но и со старшими и младшими. От старших детей он многому учится, младших уже кое-чему учит сам. Для него это ново. Ваш ребенок, поучая малыша, невольно чувствует определенную ответственность.
Рост словарного запаса
Большая подвижка произошла в пополнении запаса слов. Количество слов, известных вашему ребенку, доходит до 5 тысяч, а у некоторых детей и больше. Как правило, большинство этих слов связаны с конкретными бытовыми понятиями. Но одно дело знать значение определенного количества слов, и совсем другое - количество слов, которое ребенок активно использует. Старайтесь сократить эту разницу. Чем большим количеством слов оперирует ребенок, тем яснее он мыслит и тем точнее выражает свои мысли.
При обучении и школе ребенку необходимо владеть правильной, хорошо развитой речью. Это включает в себя, прежде всего, правильное произношение звуков.
Умение слушать и разговаривать
Умение слушать и разговари-вать - абсолютно необходимое для школьника качество.
Придя в школу, большую часть информации дети получают из бесед с учителем. Не умея слушать, ребенок будет испытывать определенные трудности. Поэтому родители должны обязательно читать ребенку книги, объяснять заинтересовавшие его явления природы и т. д. Делать это нужно не в назидательной форме: "Вот пойдешь в школу, тебе будет трудно, так что учись сейчас", а в непринужденной обстановке: на прогулке, по дороге н магазин, детский сад, поликлинику. Разговаривая со своим малышом, спрашивайте у него, что он думает о том либо другом событии, поступке, как его понимает. Побуждайте его быть не пассивным слушателем, а собеседником.
Хорошо иметь полезные привычки
Хорошо, если еще до школы у ребенка удастся выработать привычку опрятности, умение следить за собой. Для этого, приходя из детского садика, с прогулки, переодеваться в домашнюю одежду, самостоятельно, аккуратно складывая свои вещи.
Дайте ребенку постоянное домашнее поручение, требующее повседневного внимания: полив цветов, уборка игрушек, кормление животных, накрывать на стол и т. д. Важно, чтобы это поручение было именно для ребенка, чтобы родители не спешили выполнить за него то, что он забыл или не захотел сделать.
Если ребенок приучен к такой работе, то он обычно без особых трудностей сможет оставить интересную игру и перейти без особых напоминаний к урокам, не забудет, придя домой, данное учителем задание, будет более внимателен на уроке.
Мальчики и девочки
Если в 3-4 года половые различия у детей в общем строении тела еще практически незаметны, то в 6-7 лет они уже хорошо видны. Отличия эти и и своеобразном разлитии мускулатуры и костной системы, и в распределении подкожной жировой клетчатки, и в характере движений (для мальчиков более характерны резкость, стремительность, для девочек - мягкость и плавность). Мальчики уже больше "кочевники и охотники", а девочки - "хранительницы очага", для которых характерен "стационарный" образ жизни; вы поступите правильно, если будете впредь развивать и подчеркивать эти отличительные качества. И, конечно же, - использовать. Мальчик всегда охотнее принесет или отнесет то, что вы попросите. Девочка с удовольствием поможет на кухне.
Определение готовности ребенка к школе специалистом
У детей одного возраста может быть разная степень психофизического развития. Поэтому одни дети способны усвоить программу первого класса уже в 6 лет, другим приходится трудновато и в 7.
Определением готовности ребен-ка к школьному обучению занимаются специалисты. За 2-3 месяца до начала учебного года вас с ребенком могут пригласить на комиссию, где и определяются интеллектуальные способности и наклонности (художественный склад ума, математический и др.) будущего первоклассника. Вас спросят о том, как ребенок рос и развивался, чем болел, в чем добивался успехов, а чем вы неудовлетворены. Также на комиссии выявляются некоторые черты характера: например, самостоятельность мышления, контактность.
Вам необходимо прислушаться к рекомендациям членов комиссии.
Перед школой ребенок должен уметь:
удалить лишние геометрические фигурки (положите перед ребенком на столе несколько треугольничков разной величины и один кружочек; ребенок должен догадаться, что здесь лишнее);
перерисовать несколько слов печатными буквами (именно перерисовать, поскольку писать он еще не умеет);
выбрать из массы геометрических фигур и назвать круги, треугольники, квадраты; рассортировать их на большие, средние и маленькие.
Дать ответ на следующие вопросы:
какие звери из перечисленных живут в лесу: корова, волк, кролик, олень?
как назвать одним словом: стул, шкаф, стол, кровать?
как назвать одним словом: рубашка, платье, брюки?
дедушка провожает внука; кто уезжает?
охотник идет за собакой; кто впереди?
Коля ударил Сашу; кто драчун?
что означает выражение "красна девица"?
Ребенок должен правильно выполнить задания:
посмотри налево, посмотри направо;
правой рукой возьмись за левое ухо;
левой ногой наступи на правую.
Дети очень любят решать такие простенькие задачки, как:
определи лишнее: самолет, вертолет, пароход, ракета;
определи лишнее: яблоко, груша, банан, чашка;
определи лишнее: огурец, стакан, тарелка, ложка.
Таких задачек вы можете придумать великое множество. Ребенок воспринимает их, как занимательную игру. Между тем эти задачки очень развивают. У вас выпали свободные полчаса или вы прогуливаетесь по парку, порешайте с ребенком такие задачки. Вы очень весело проведете время, если соберете вокруг себя нескольких детей и зададите им придуманные вами задачки. Когда дети поймут принцип, пусть попро-буют придумать задачки сами.
Не запугивайте школой!
Даже из лучших побуждений нельзя запугивать ребенка новыми обязанностями.
Бывает, если ребенок не послушался, не пришел вовремя, забыл о чем-либо, он слышит: "Вот пойдешь в школу, там за тебя возьмутся! Не будешь там безобразничать и не слушаться!" И тут же кто-то из присутствующих становится на его защиту: "Ничего страшного, пусть погуляет. В школе будет некогда".
Кроме вреда, от такого "воспитания" ничего не ждите. Ребенок будет с неохотой ждать школу, напуган ее суровостью. Он может замкнуться при первых же школьных трудностях. Поведение взрослых должно быть ободряющим, чтобы ребенок понял, что дома понимают важность его новых обязанностей, ждут от него ответственности, старания, готовы ему помочь. И главное - в него верят.
Определение интеллектуального уровня дошкольника
Старший дошкольник должен ответить на следующие вопросы:
сколько у тебя рук? какая левая, какая правая?
какой палец мы называем мизинцем, а какой указательным?
какой день мы называем вчерашним, а какой завтрашним?
сколько дней составляет неделю?
какие животные, кроме коровы, дают молоко?
какие бывают времена года и чем они отличаются друг от друга?
в какой стране ты живешь?
в каком городе ты живешь?
знаешь ли свой адрес?
какая человеку польза от лошади, собаки, кошки и т. д.
Черты характера, которые понадобятся в школе
Необходимо воспитать в ребенке общительность, уступчивость, способность оказать помощь тому, кто в ней нуждается. Ведь ребенок будет окружен товарищами. Если ребенок не посещает дошкольное учреждение, необходимо обеспечить ему постоянный контакт со сверстниками.
Ваша дочь или сын должны знать, что нужно быть правдивыми и честными, и не только со взрослыми, но и со сверстниками.
Если нужно подрасти
У медиков выделены определенные критерии роста, веса, объема различных частей тела. Как быть, если ваш ребенок им не соответствует? Не паниковать. Если он живой, подвижный, сообразительный, то ничего страшного, если он ниже или выше, худее или плотнее нормы. Если же вы хотите помочь ему подрасти, применяйте в комплексе для зарядки упражнения на растяжку:
подтягивание на турнике (если получается);
просто повисеть на руках, если подтягивание не получается;
прыжки в высоту;
ползание по полу, по любой гладкой поверхности;
игры в бадминтон, мяч;
плавание (по возможности).
Если ребенок слишком полный, без физкультуры не обойтись
Снизить вес, не повысив активность движения, нельзя. Поэтому детям с избыточным весом обязательно нужно выполнять, физические упражнения.
При составлении комплекса утренней гимнастики постарайтесь, чтобы в ней было достаточно упражнений на наклоны, прыжки, бег на месте. Включать упражнения в комплекс желательно в таком порядке:
упражнения для мышц плечевого пояса, рук, спины (потягивания);
упражнения для мышц туловища, в основном для мышц живота (наклоны вперед);
упражнения для боковых мышц туловища (наклоны в сторону);
упражнения для мышц ног (приседания, махи);
упражнения для мышц спины;
упражнения для мышц живота (различные движения ног и туловища сидя в упоре сзади или лежа);
упражнения для мышц плечевого пояса и спины стоя;
упражнения для мышц ног стоя;
различные повороты в стороны стоя;
упражнения для усиления работы органов кровообращения и дыхания (прыжки, бег, подскоки).
Нелишним будет, если в течение дня ребенок также выполнит различные физические упражнения. Только не откладывайте их на вечер.
Здоровье.RU