МАМА plus

Объявление




Всем привет!!!

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » МАМА plus » Грудное вскармливание » Хорошая статья.>>Основные правила ГВ


Хорошая статья.>>Основные правила ГВ

Сообщений 1 страница 4 из 4

1

Этими правилами руководствуются члены общественной группы поддержки "Матери за грудное вскармливание" при выкармливании собственных детей и при консультировании женщин.

Каждая женщина должна знать, что ее молоко является наиболее полноценной пищей для ее ребенка в первые 6 месяцев жизни, а по отдельным наблюдениям и в течение первого года жизни. Поэтому она должна стремиться выполнять правила успешного грудного вскармливания, чтобы обеспечить для своего малыша здоровье, а также лучшие условия для роста и развития его организма.

1. Раннее прикладывание к груди в течение первого часа после рождения.

2. Исключение кормления новорожденного из бутылки или другим способом до того, как мать приложит его к груди, чтобы у ребенка не сформировалась установка на любое иное кормление, кроме грудного.

3. Совместное содержание матери и ребенка в одной палате.

4. Правильное положение ребенка у груди, которое позволяет матери избежать многих проблем и осложнений с грудью. Если мать не научили этому в роддоме, ей следует пригласить консультанта по грудному вскармливанию или инструктора по обучению уходу за ребенком и научиться этому специально.

5. Кормление по требованию ребенка. Необходимо прикладывать малыша к груди по любому поводу, предоставив ему возможность сосать грудь, когда он хочет и сколько хочет. Это необходимо не только для насыщения ребенка, но и для его психоэмоционального комфорта. Для психологического комфорта малыш может прикладываться к груди до 4 раз в час.

6. Продолжительность кормления регулирует ребенок: не следует отрывать ребенка от груди раньше, чем он сам отпустит сосок.

7. Ночные кормления ребенка обеспечивают устойчивую лактацию и предохранят женщину от следующей беременности до 6 месяцев в 96% случаев. Кроме того, ночные кормления наиболее полноценны.

8. Отсутствие допаивания и введения любых инородных жидкостей и продуктов. Если ребенок хочет пить, его следует чаще прикладывать к груди.

9. Полный отказ от сосок, пустышек и бутылочного кормления. При необходимости введения докорма его следует давать только из чашки, ложки или пипетки.

10. Не следует перекладывать ребенка ко второй груди раньше, чем он высосет первую грудь. Если мать поторопиться предложить малышу вторую грудь, он не дополучит позднего молока, богатого жирами, в результате у малыша могут возникнуть проблемы с пищеварением: лактозная недостаточность, пенистый стул. Продолжительное сосание одной груди обеспечит полноценную работу кишечника.

11. Исключение мытья сосков перед кормлением и после него. Частое мытье груди приводит к удалению защитного слоя жиров ареолы и соска, что приводит к образованию трещин. Грудь следует мыть не чаще 1 раза в день во время гигиенического душа. Если женщина принимает душ реже, то и в этом случае нет необходимости в дополнительном мытье груди.

12. Отказ от частых и контрольных взвешиваний ребенка, проводимых чаще 1 раза в неделю. Эта процедура не дает объективной информации о полноценности питания младенца. Она только нервирует мать, приводит к снижению лактации и необоснованному введению докорма.

13. Исключение дополнительного сцеживания молока. При правильно организованном грудном вскармливании молока вырабатывается ровно столько, сколько нужно ребенку, поэтому необходимости в сцеживании после каждого кормления не возникает. Сцеживание необходимо в случае вынужденного разлучения матери с ребенком, выхода матери на работу и т.д.

14. До 6 месяцев ребенок находиться на исключительно грудном вскармливании и не нуждается в дополнительном питании и введении прикормов. По отдельным исследованиям на грудном вскармливании без ущерба для своего здоровья он может находиться вплоть до исполнения 1 года.

15. Поддержка матерей, кормивших своих детей грудью до 1-2 лет. Общение с женщинами, имеющими положительный опыт грудного вскармливания, помогает молодой матери обрести уверенность в своих силах и получить практические советы, помогающие наладить кормление грудью. Поэтому молодым матерям рекомендуется обращаться в материнские группы поддержки грудного вскармливания как можно раньше.

16. Обучение уходу за ребенком и технике грудного вскармливания необходимы современной матери, чтобы она смогла без лишних хлопот с удобством для себя и малыша растить его до 1 года. Наладить уход за новорожденным и обучить технике грудного вскармливания матери помогут консультанты по грудному вскармливанию и инструктора по обучению уходу за грудным ребенком. Чем скорее мать научится материнству, тем меньше разочарований и неприятных минут перенесет она вместе с малышом.

17. Сохранить грудное вскармливание до исполнения ребенку 1,5-2 лет. Кормление до 1 года не является физиологическим сроком прекращения лактации, поэтому при отлучении от груди страдают и мать и ребенок.

источник

Далее.

Грудное молоко не просто еда

Сосание груди вашему ребеночку нужно не только для того, чтобы наесться.

Мама всегда придет на помощь. «Кормить ребенка можно до полугода, а потом вводить прикормы», – считают некоторые мамочки. Увы, это случается, когда мамино молоко воспринимается исключительно как еда. На самом деле сосание груди вашему ребеночку нужно не только для того, чтобы наесться. Ему необходимо общение с мамой. Если ребенок обеспокоен и плачет, прикладывая к груди, вы тут же успокоите его. Не задумываясь о том, что нужно младенцу: есть, пить или спать, вы формируете у малыша уверенность в том, что мама всегда придет на помощь, что окружающий мир доброжелателен и любит его.

Все это необходимо человеку для формирования уверенности в себе и устойчивой психики. Так что, если вы не хотите, чтобы у вашего малыша появились психологические проблемы, не приучайте его к пище взрослых, заменяя прикормом кормление грудью. Помните, что переход малыша на общий стол и грудное вскармливание – это параллельные процессы, а не взаимозаменяемые действия. Они иногда пересекаются, так как, попробовав новую для себя пищу, ребеночек прикладывается к груди, запивая еду маминым молочком.

Кормления у младенца связаны в первую очередь со сном: он сосет грудь засыпая и после пробуждения. А завтраки, обеды или ужины, во время которых он знакомится с новой пищей, происходят, когда малыш бодрствует.

Молозиво полезно не только для крохи. Крайне распространенный миф: после года в молоке ничего полезного нет. Но подумайте сами: ведь ваш организм не знает, что у ребенка именно сегодня день рождения, и не начинает вырабатывать жидкость второго сорта.

Молоко и на втором, и на третьем году лактации содержит все необходимые малышу белки, жиры, углеводы, витамины, микроэлементы, гормоны – защитные факторы.

Еще один нюанс: когда грудное вскармливание заканчивается естественным образом, грудное молоко начинает приближаться по своему составу к молозиву. Это крайне необходимо, чтобы максимально защитить вашу грудь и здоровье крохи в сложный период отлучения.

Малыш, пососав молозиво несколько месяцев, получает при этом большое количество иммуноглобулинов и других защитных факторов, которыми богато молоко именно в это время. После отлучения он не будет болеть
по крайней мере в течение года. И его мама, как правило, не сталкивается с такой серьезной проблемой, как мастит, в отличие
от женщины, прекратившей стабильную лактацию несвоевременно или неграмотно.

Так что будьте уверены: молоко после года полезно вашему ребенку. Прикладывайте его к груди, когда он засыпает и во время ночного сна, утром, когда просыпается, днем, чтобы заснул, когда хочет пить или ему нужно запить другую еду, когда расстроен, обижен, нуждается в утешении, когда соскучился по вас. С возрастом потребность в прикладываниях к груди постепенно сокращается, поскольку у малыша уменьшается необходимость в материнской защите.

Когда сказать «прощай»? Все детишки разные. Есть малыши, которые в свои 1,5–2 года спокойно могут обходиться без груди, и есть дети, нуждающиеся в маминой груди даже в 3 года.

Утверждение, что сосать грудь больше года вредно, не укладывается и в биологические рамки. В первые годы жизни ребенка закладываются основы его физического здоровья, идет усовершенствование систем организма, основной рост мозга приходится на первые три года жизни крохи.

В грудном молоке содержатся все компоненты, необходимые для развития малыша. Этих компонентов нет и никогда не будет ни в смесях, ни в пище взрослых. Это факторы иммунной защиты, роста тканей, гормоны и биологически активные вещества, витамины, микроэлементы, оптимальные для усвоения.

источник

Кормить по требованию ребенка. Что это такое?

Часто можно слышать от кормящей мамы: "Я кормлю по требованию, мой малыш требует грудь каждые 3,5 часа." Или:" Я всегда кормила по требованию. В год у нас было уже 1 кормление вечером, и мой ребенок спокойно отказался от груди."

Прежде чем говорить о требовании ребенка надо выяснить, что имеется в виду у современных женщин, когда они говорят - "я кормлю грудью". Современные мамы считают прикладывание к груди необходимым для кормления ребенка. Именно для кормления. Грудное молоко - еда, мама поставляет ребенку питательные вещества, необходимые для роста и развития. Когда ребенок сосет грудь, он ест. В грудное вскармливание вкладывается смысл только как в процесс поставки белков, жиров, углеводов витаминов и микроэлементов.

Ребенок во время сосания, с материнским молоком получает необходимые ему питательные вещества. Это безусловная истина. Есть еще одна безусловная истина, которой в современном обществе не придается никакого значения, она не учитывается и не рассматривается. Сосание для ребенка - это общение с матерью.

Надо разобраться, а как ребенок понимает кормление по требованию? Может ли он вообще что-нибудь понимать? Есть ли для него разница, как его кормят, по 15-20 минут через 3,5 часа или как-то по-другому?

Кормление по требованию новорожденного ребенка означает прикладывание его к груди на каждый писк или поисковые движения. Писк и поисковые движения у новорожденных даже уже вторых - третьих суток жизни начинают проявляться гораздо чаще, чем через 3,5 или 2,5 часа. Потребность в прикладываниях быстро увеличивается и к 10-12 дню жизни потребность приложиться у ребенка может возникать 15-16 и больше раз в сутки. Прикладывания различны по продолжительности. Малыш может заснуть и спать посасывая в течение, например, 1,5-2 часов. Может отпустить грудь через 1-2 минуты. И тут же попросить ее снова. Зачем же ребенку такие частые контакты с маминой грудью?

Вот зачем. Находясь в животе у матери, в спокойной, привычной обстановке, слушая шумы маминого организма, находясь в теплом, тесном, замкнутом пространстве, малыш сосал кулачок, пальчики, петли пуповины, глотал околоплодные воды. Учился сосать и глотать. После рождения, испытывая дискомфорт по любому, самому незначительному поводу, малыш пытается от него избавиться. Избавиться от дискомфорта можно, попав в привычные условия комфортного пребывания. Единственное место, где малыш после рождения может почувствовать привычные для него ощущения, находится на руках у матери. Единственное знакомое действие - сосание. Единственный знакомый вкус и запах - вкус и запах молока и смазки околососкового кружка. Молоко и смазка имеют запах и вкус похожие на вкус и запах околоплодных вод. Поэтому, испытывая дискомфорт, малыш пищит, или начинает искать ртом предмет для сосания. В идеальном варианте его тут же прикладывают к груди. Малышу становится тепло, тесно, он слышит стук маминого сердца, дыхание, бурчание в кишечнике, он сосет и ощущает знакомый вкус и запах. Если такое действие случается постоянно, малыш обретает уверенность, что бы ни произошло, он решит у мамы все свои проблемы. Место утешения теперь находится под грудью, а сосать можно грудь.

Весь этот процесс оправдан с биологической точки зрения. Новорожденный ребенок не ощущает чувство голода, это чувство у него не сформировано. Оно начнет формироваться примерно с двухмесячного возраста. Как же накормить существо, которое не испытывает голода?! Как побудить его совершать какие-то действия для получения пищи? Это можно сделать, только за счет каких-то других стимулов. Этим стимулом для новорожденного является постоянный телесный дискомфорт, благодаря которому он все время хочет сосать! Самое интенсивное, частое и продолжительное сосание у младенцев наблюдается в первые два, три месяца жизни. Именно в эти первые месяцы происходит основная прибавка в весе младенца.

Как же выглядит кормление малыша по требованию в возрасте один месяц?

Малыш засыпает с грудью во рту, какое-то время спит посасывая. Заснув глубоко, отпускает грудь. Проспав некоторое время, он просыпается, и прикладывается при пробуждении. После сна он может некоторое время бодрствовать, например, час - полтора. Во время бодрствования он может ощутить 2-3 раза дискомфорт, например, от вполне естественного желания пописать, и призвав маму на помощь, приложившись на пару минут, сделает свои делишки. Потом он захочет спать , ощутит дискомфорт и, приложившись к груди, опять уснет посасывая. Через какое-то время он проснется и приложится опять. Потом снова немножко "погуляет". И через какое-то время опять уснет у груди. Дневные сны месячного ребенка, кормящегося по требованию, различны по продолжительности и по количеству. Снов может быть 4-6 в течение дня, и продолжаться они могут от 5-15 минут до 2-2,5 иногда 3х часов. "Вокруг" каждого сна малыш прикладывается к груди и прикладывается между снами несколько раз. На ночь ребенок засыпает у груди. Обычно в под утренние часы начинает возится и прикладываться. Под утро он почти никогда полностью не просыпается. Малыш спит, время от времени посасывая мамину грудь. Просыпаясь утром, малыш опять прикладывается к груди. Если посчитать все случившиеся прикладывания у малыша месячного возраста, то получается примерно 16-20 прикладываний. Так ведет себя новорожденный человеческий детеныш, если ему дается возможность вести себя в соответствии с физиологическими и психологическими потребностями, заложенными, кстати сказать, генетически. Ребенок первых месяцев жизни не отделяет свою личность от личности матери и от ее груди. Мама и ее грудь, и все что с ними связано, являются вселенной малыша и им самим.

В большинстве случаев, современная женщина, боясь "приучить ребенка к рукам" стремиться ограничивать его просьбы в сосании. На помощь в этом деле ей приходят пустышка и бутылочка с чайком или водичкой. Их тоже можно сосать: Потребность в сосании вроде бы удовлетворена. Но только не удовлетворена потребность в общении с матерью во время сосания, разрушена своеобразная цепочка взаимопомощи и сотрудничества между мамой и малышом, нарушается формирование материнской привязанности и сосредоточенности. Заметна ли для читателя разница в двух действиях: малыш заплакал, мама взяла его, приложила к груди и начала покачивать или дала ему пустышку и начала покачивать коляску, пусть даже и со словами "Ну что ты плачешь, мое солнышко?"

Современная женщина, дающая пустышку и качающая коляску, не является плохим человеком, сознательно причиняющим вред младенцу. Она просто находится в плену предрассудков, касающихся отношений между матерью и малышом. Она не знает, как вести себя правильно, не знает, что нужно делать в соответствии с природными потребностями ребенка. Если ей рассказать , что ребенку нужно на самом деле, она в ужасе воскликнет: "Это что же, с рук его не спускать?! "Действительно, ребенка первых месяцев жизни необходимо не спускать с рук. Для женщины, не умеющей удобно носить ребенка, и не умеющей кормить его в различных позах (сидя, лежа, стоя и даже двигаясь) это может оказаться очень трудно. Особенно, если она не уверенна в правильности своих действий.

Действие, которое должно стать автоматическим для мамы новорожденного: при плаче ребенка или другом выражении беспокойства - приложить малыша груди.

Малыш растет. У него начинает формироваться довольно устойчивый ритм дневных снов и малыш 3-4 месяцев ведет себя уже совсем не так, как новорожденный. Кормления по требованию в этом возрасте выглядят примерно так:

В три месяца у малыша 10-12 кормлений в течение дня и 2-4 ночью. Остаются частые прикладывания на непродолжительное время, но их число сокращается. Может появиться длительный ночной перерыв в кормлениях, примерно 5 часов, но это бывает очень редко. Гораздо чаще ночной перерыв составляет 2,5-3,5 часа. К этому возрасту тело младенца заметно округляется.

В четыре месяца малыш начинает заметно реже прикладываться к груди. Основные кормления связаны со сном: ребенок сосет перед сном, во время пробуждения и во время сна, как дневного, так и ночного. В связи с этим у него появляется довольно точный режим кормлений.

В пять месяцев у малыша бывает 8-10 дневных кормлений и 2-3 ночных, прикладывания также как и на четвертом месяце жизни, организуются около снов - малыш ест, укладываясь спать и во время пробуждения.

В шесть месяцев изменяется режим кормлений. Наиболее активное сосание смещается на последние 2-3 часа перед пробуждением после ночного сна. Период дневного бодрствования можно условно разделить на два периода: утренний, когда насосавшийся за ночь малыш редко прикладывается к груди, и вечер, когда прикладывания становятся очень частыми. В общей сложности может быть 7-10 дневных кормлений и 3-4 ночных. В этом возрасте у малыша начинается период знакомства с новой пищей - педагогический прикорм. Появляются прикладывания, связанные с введением прикорма, малыш "запивает"маминым молочком пробы новой пищи. Когда ребенку, кормящемуся по требованию, начинают вводить прикорм, никогда не имеется в виду замещение кормлений прикормами. Это невозможно практически, т.к. основные кормления у малыша связаны со сном, а мамины завтраки, обеды и ужины, во время которых малыш знакомится с новой пищей, располагаются между снами малыша, во время его бодрствования.

В семь месяцев частота прикладываний примерно такая же.

В восемь месяцев меняется режим кормлений. Поскольку малыш проявляет высокую двигательную активность и очень занят освоением окружающего пространства, в дневное время он забывает приложится к груди. В связи с этим число дневных кормлений может сократиться до 6-8 раз. Сокращение дневных кормлений малыш компенсирует за счет увеличения частоты и продолжительности ночных кормлений до 6 раз.

В девять- десять месяцев учащаются прикладывания к груди. В дневное время это 4-6 полноценных кормлений и примерно столько же прикладываний по разным поводам. У малыша появляются новые поводы для прикладывания. Если во время активных действий по освоению мира малыш набивает шишку или пугается, он успокаивается с маминой грудью. Могут быть ситуации, когда утешить малыша можно присев рядом с ним, и обняв. В ночное время сохраняется 4-6 кормлений, более активно малыш начинает сосать грудь под утро в период между 3 и 8 часами.

В одиннадцать месяцев у малыша уже может быть 2-3 полноценных прикорма. Приобщение к пище взрослых в сознании ребенка не связано с грудным вскармливанием: прикладывания к материнской груди это нечто иное, чем стремление насытиться понравившимся продуктом. Как правило, после того, как малыш поел, он испытывает необходимость приложиться к груди. Число дневных кормлений сохраняется у ребенка прежним, но увеличивается число кратковременных прикладываний. Сохраняются активные подутренние кормления между 4 и 8 часами утра.

В десять-двенадцать месяцев малыш, если он уже ходит, иногда может прикладываться к груди каждый раз, когда подходит к маме, т.е. примерно каждые 15-30 минут. Сохраняются прикладывания вокруг снов и ночное сосание. Поэтому, если мама говорит, что в год ребенок сосет один-два раза в сутки, это значит, что кормления по требованию ребенка там нет. Там есть введенные со стороны мамы ограничения, с которыми малыш смирился. Он относится к сосанию груди, как к еде, для засыпания или успокоения сосет пустышку или пальчик, или засыпает просто так, ничем не успокаиваясь.

В двенадцать месяцев малыш прикладывается примерно также.

В возрасте полутора лет может оставаться уже один дневной сон, поэтому прикладываний, связанных со сном становится меньше. Сохраняется под утреннее сосание. Малыш очень свободно обращается с маминой грудью. Иногда бывает, что он подходит пососать просто из удовольствия. Например, так это делает сын моей подруги: подходит, лезет на колени, заглядывает маме в лицо, улыбается, начинает копошиться в рубашке, получает грудь, улыбается груди, присасывается секунд на 30 и уходит.

Что касается числа кормлений в сутки при кормлении ребенка по требованию, то их число практически никогда не бывает меньше 12. У новорожденного прикладываний 12 и больше, в основном они все связаны со снами. А у ребенка, скажем 1,5-2 лет прикладываний может быть тоже примерно 12, только со сном связано 3-4, а остальные - кратковременные прикладывания по разным поводам.

Предлагаю всем мамам, читающим этот текст, - не считайте прикладывания, не замечайте их длительности. Прикладывайте ребенка, так часто, как он просит.

У мам, не представляющих грудное вскармливания без оглядки на часы, может создасться впечатление, что при кормлении по требованию мама ничем не может заниматься, а только кормит ребенка. Это не так. У мамы после рождения грудного малыша начинается другая жизнь, она называется жизнь с грудным ребенком. Вот и все. Ребенок находится при маме, а не мама при ребенке! Почувствуйте разницу J! Надо уметь организовать свой быт по-другому, в первые месяцы, конечно же, очень нужна помощь близких. В традиции всех народов был обычай первые 40 дней после родов отстранять женщину от любых работ по дому и хозяйству, она занималась только ребенком. У некоторых народов предметы, к которым прикасалась мама новорожденного, считались "нечистыми", поэтому маму предпочитали ограждать от остального хозяйства, выделяя ей отдельный "угол" дома, где ей никто не мешал и она никому не мешала. У славян такой ограничительный обычай назывался шестинеделькой. К 1,5-2 месяцам начинает формироваться ритм дневных снов, и у малыша появляется некое подобие "режима", мама становится более свободной.

Для мамы, не представляющей кормлений без оглядки на часы, и уверенной в том, что "правильный" ребенок, это ребенок все время тихонько лежащий в своей кроватке, кормление по требованию окажется сплошной нервотрепкой. На много легче такой маме станет, если она перестанет смотреть на часы и привяжет к себе младенца большим платком или воспользуется лоскутным держателем. Ей станет легче в том случае, если она перестанет бегать между детской и кухней, а возьмет малыша с собой на кухню и будет носить его вместе с собой по дому, в коробке, люльке, специальном креслице, если будет стараться не отложить его почаще, а взять на руки при первой возможности, откладывая малыша только в случае крайней необходимости и не на долго.

Грудное вскармливание не равносильно домашнему аресту. В условиях современного общества можно организовать выход кормящей мамы на работу примерно с 6-ти месячного возраста малыша. В случае крайней необходимости можно начать работать с 4хмесячного возраста, но, конечно же, не каждый день в неделю и не полный рабочий день. Помочь маме организовать выход на работу входит в обязанности консультанта по грудному вскармливанию.

Иногда, консультируя мам по вопросам грудного вскармливания, я предлагаю им забыть на секундочку, что живут они в 21 уже веке. Предлагаю вернуться, например, в пещеру и спрашиваю, что они будут делать, если ребенок ночью проснулся, как его успокоить? Если вы идете через лес и стараетесь не привлекать к себе внимание хищников, как сделать, что бы малыш молчал? Если ребенок хочет пить, что вы ему дадите? К чему привык младенец, за тысячи лет своего существования? К тому, что он спит на маме, пока она бредет по лесу с палкой- копалкой в поисках корешков, и просыпается тогда, когда мама останавливается. Раз мама остановилась, значит, есть время проснуться и пососать. Поэтому и сейчас ребенок хорошо спит, привязанный к маме лоскутным держателем, просыпается, когда мама, сделав несколько дел по дому, садится в кресло, что бы заняться малышом.

Какая-нибудь мама, прочитав про пещеру, разобидится, скажет, что она цивилизованное существо. Но подумайте, пожалуйста. Человечка, материнскую грудь и материнское молоко создавала эволюция в течение миллионов лет. Они созданы друг для друга. Детское питание создал прогресс и совсем недавно. Навыки материнства и грудного вскармливания утрачены нашим обществом тоже совсем недавно. Человек к искусственному вскармливанию и пустышке не приспособлен физиологически. Материнская грудь не будет образовывать достаточные количества молока при 6-7 прикладываниях младенца в сутки. Природа не знала, создавая человека, как млекопитающее существо, что наступит время, когда потребность в прикладываниях к груди будет удовлетворяться за счет каких-то пустышек и сосок.

Изменения, происходящие при формировании личности ребенка, не имевшего полноценного контакта с матерью в процессе длительного грудного вскармливания, отмечаются современными исследованиями психологов и социологов. Это изменения со знаком минус. Лучше бы их не было, этих изменений.

Грудное вскармливание важно не только для ребенка, оно важно и для матери. Во время кормления ребенка по требованию, изменяются чувства женщины, формируется более устойчивая привязанность к малышу, женщина становится более чуткой к нуждам малыша. Более глубокая привязанность и понимание сохраняются не только в младенчестве. Они сохраняются на всю жизнь. Для наглядности, представьте, что происходит с чувствами женщины, если она пытается "выдерживать" ребенка, терпит его плачь, беспокойство. Что становится с женщиной, если она использует рекомендацию из одной очень популярной книжки для родителей: " Подойдите к ребенку, если он плачет больше 15 минут"?

Если говорить абстрактными формулировками, то человечество заинтересованно в возрождении практики естественного вскармливания. Возрождение этой практики невозможно без осознания мамами истинных причин потребности ребенка в прикладывании к груди.

консультант по грудному вскармливанию
и естественному уходу за ребенком
Казакова Лилия Валентиновна
источник
_________________

2

Мифы и предрассудки, связанные с грудным вскармливанием.

Автор: Лилия Казакова, педиатр, консультант по грудному вскармливанию.

Вместо вступления хочется сказать, что представления современных женщин о грудном вскармливании – это и есть собрание предрассудков. Они так распространены, что во многих книгах для будущих матерей и в журналах для родителей именно действия, основанные на предрассудках, описываются, как правильные и необходимые.

“Грудное вскармливание – это что-то невероятно сложное, практически никто не способен кормить долго, у всех всегда масса проблем и одни сплошные неудобства.”
Нет ничего легче, удобнее, приятнее для матери и ребенка, и, кстати, дешевле, чем правильно организованное грудное вскармливание. Но что бы это было именно так, грудному вскармливанию нужно учиться. Лучшим учителем в этом деле может быть не книга и не журнал для родителей, а женщина, кормившая своего ребенка грудью , долго, больше года, и получавшая от этого положительные эмоции. Есть женщины, кормившие долго и воспринимавшие это как наказание. Например, одна мама кормила ребенка 1,5 года и все эти 1,5 года сцеживалась после каждого кормления, а когда она решила, что с нее довольно и решила отлучить ребенка, из-за неправильных действий у нее случился мастит. Теперь она всем рассказывает, что грудное вскармливание – это ад. Она ни одного дня не кормила своего ребенка правильно.

“Грудное вскармливание портит форму груди”
Действительно, грудное вскармливание не улучшает форму груди, но грудь изменяется во время беременности. Именно тогда она увеличивается и тяжелеет, и, если этому способствует ее форма, “отвисает”.

Что же происходит с грудью?

Во время лактации грудь меняется. Примерно через 1-1,5 месяца после родов, при стабильной лактации, становится мягкой, вырабатывает молоко практически только когда ребенок сосет. Через 1,5-2,5-3 года наступает инволюция молочной железы, лактация постепенно прекращается.

Железа “засыпает “до следующего раза. В естественных условиях это совпадает с уменьшением потребности ребенка в сосании груди и с отлучением от груди. Грудь остается мягкой, неупругой. Если женщина не кормит ребенка, инволюция молочной железы происходит в течение первого месяца после родов. Форма груди все равно не возвращается в состояние до беременности. (И если подумать и разобраться, для чего вообще женщине грудь? Именно для грудного вскармливания.)

“Грудное вскармливание портит фигуру”.
Многие женщины бояться поправиться во время кормления грудью. Но женщина прибавляет в весе в основном во время беременности, а не тогда, когда кормит. Причем, если до беременности она старалась соответствовать неким модным стандартам, например 90-60-90, во время беременности она возвращается в свой вес, свою генетически заложенную физиологическую норму + всем известные 7-10кг на матку, плод, околоплодные воды, увеличившийся объем циркулирующей крови и еще по чуть-чуть на разные мелочи. Прибавка в весе во время беременности может быть значительной. Худеть женщина начинает после 6-8 месяца кормления, и постепенно, за 1,5 – 2 года она “cбрасывает” все, что накопила.

Получается, что фигура от грудного вскармливания как раз улучшается.

Очень часто случается, что женщина, перестав кормить в 1,5- 2 месяца, начинает полнеть. Возможно, это связано с возникающим гормональным дисбалансом, т.к. ни одна женщина не рассчитана на столь быстрое прекращение лактации.

“Грудь к кормлению надо готовить” .
И далее следуют разнообразные рекомендации, от вшивания в бюстгальтер жестких тряпочек до советов мужу в конце беременности “рассасывать протоки” у жены.
Грудь к кормлению готовить не нужно, она так устроена природой, что к моменту родов вполне готова к кормлению ребенка. Тряпочки, например , могут вызвать раздражение кожи. Всякие манипуляции с соском в конце беременности могут привезти к очень нежелательным последствиям из-за стимуляции рефлекса окситоцина: стимуляция соска – выброс окситоцина – сокращение под воздействием окситоцина мускулатуры матки – матка “в тонусе” – и, как наихудший вариант, стимуляция преждевременной родовой деятельности. И вообще, кто-нибудь видел кошку с тряпочкой в бюстгальтере, или обезьянку, делающую закаливающий массаж душем?

“C плоским, а тем более втянутым соском кормление грудью невозможно”
Как это ни странно может показаться никогда не кормившим людям, но сосок для ребенка – это просто точка, из которой вытекает молоко. Если ребенок сосет в правильном положении, то сосок расположен на уровне мягкого неба и в собственно сосании не участвует. Ребенок сосет не сосок, а околососковый кружок – ареолу, массируя, сцеживая ее языком.

Грудь с плоским или втянутым соском ребенку трудно удерживать во рту во время сосания и ему сложнее к ней присасываться. Маме следует проявлять терпение и настойчивость в первые дни после рождения ребенка. Любой ребенок отлично обучается сосать даже самую неудобную, с нашей точки зрения, грудь.

Сосок в процессе сосания изменяет форму, вытягивается и принимает более удобную форму для ребенка обычно за 3-4 недели. Существуют также различные приспособления, называемые “ формирователи соска”. Их одевают сразу после кормления, когда сосок стараниями ребенка немножко вытянут и носят до следующего прикладывания. Формирователи соска удерживают сосок в вытянутом состоянии. Но и без этих штучек вполне можно обойтись.

Маме с плоскими или втянутыми сосками очень важно сделать так, чтобы ее малыш после рождения никогда ничего не сосал, кроме маминой груди. Ребенок такой мамы, пососав бутылку или пустышку, быстро понимает, что это более удобный предмет для сосания и начинает отказываться от груди. В этой ситуации маме понадобится еще больше терпения и настойчивости.

“ Нельзя держать новорождённого у груди больше 5 минут, а то будут трещины”
Ребенка нужно держать у груди столько, сколько ему необходимо. Кормление заканчивается тогда, когда ребенок сам отпускает грудь. Если говорить о трещинах, то существуют только две группы причин, приводящих к их образованию:

1. Мама моет грудь перед каждым кормлением.
Если она это делает (да еще с мылом, да еще помажет зеленкой после кормления – любимое занятие в российских роддомах, например) – она постоянно смывает защитный слой с ареолы, который вырабатывают специальные железы, расположенные вокруг соска, и сушит кожу. Эта защитная смазка существует как раз для того, чтобы предотвращать потерю влаги нежной кожей соска, она обладает бактерицидными свойствами и подавляет рост патогенных микроорганизмов и, что особенно важно для ребенка, пахнет примерно так же, как околоплодные воды.

2. Причины, связаные с неправильным положением и поведением ребенка у груди:
Ребенок неправильно приложен и сосет в неправильном положении. И если это действительно так, то и 5 минут через 3 часа достаточно для образования ссадин, а потом и трещин.

Ребенок может правильно захватывать грудь, но в процессе сосания он может совершать различные действия, которые могут привезти к образованию трещин, если мама не знает, что эти действия нужно исправлять и не позволять ребенку так себя вести.

Надо помнить, что ребенок раньше сисю не сосал, и не знает, как это делать ( он знает только общий принцип сосания). К сожалению, большинство мам тоже не знают, как должен вести себя ребенок у груди, они этого никогда, или почти никогда не видели.

Что же нельзя позволять делать ребенку? “Съезжать” на кончик соска. Особенно часто это происходит, если во время сосания ребенок не утыкается носиком в мамину грудь. Если мама почувствовала, что захват меняется, она должна попробовать прижать ребенка носиком к груди.

Очень часто этого бывает достаточно, чтобы ребенок “наделся” правильно. Если это не помогает, то надо забрать сосок и опять вложить его правильно. Малыш не должен ни одной минуты сосать грудь в неправильном положении. Ему все равно, как сосать, он не знает, что он делает маме больно или неприятно, не знает, что неправильное положения не позволяет ему высасывать достаточное количество молока, не знает, что при неправильном положении нет достаточной стимуляции маминой груди и не будет достаточной выработки молока.

Нельзя позволять ребенку баловаться с соском. Ребенок, который научился съезжать на кончик соска, иногда начинает пропускать сосок через приоткрытые челюсти туда-сюда. Маме конечно, больно или неприятно, но в большинстве случаев мамы позволяют это проделывать “Лишь бы сосал…” они говорят… А зачем?!!

Часто бывает, что дети, которые не чувствуют носиком сисю, или не очень хорошо ее чувствуют, начинают совершать поисковые движения с соском во рту. Тут надо прижать малыша, чтобы он понял, что он уже на месте и искать больше ничего не нужно.

Иногда, особенно, если у мамы длинные и большие соски, малыш захватывает грудь в несколько приемов, “забираясь” вверх за несколько движений. Так бывает и в тех случаях, когда ребенок уже сосал соску и плохо открывает рот. Сосок травмируется так очень быстро. Что бы избежать этого, надо правильно вкладывать сосок в ШИРОКО открытый рот, пронося собственно сосок мимо челюстей, как можно глубже.

Мамы не умеют правильно забирать грудь. Типичная картина для роддомов с раздельным пребыванием такая: маме принесли ребенка на 30 минут, малыш все правильно держал и хорошо сосал эти 30 минут, он бы еще пососал, но его пришли забирать и мама вытягивает (потихоньку или быстро) у него сосок изо рта. Шести таких вытаскиваний в сутки бывает достаточно для развития ссадины. Забирать сосок можно только предварительно разжав мизинцем челюсти ( кончик пальца быстро ввести в уголок рта и повернуть – совсем не больно и никто не страдает).

“Пока нет молока, надо допаивать водой”.
Первые сутки после родов у женщины в груди образуется жидкое молозиво, на вторые сутки оно становится густым, на 3-4 сутки может появиться переходное молоко, 7-10-18 день – приходит зрелое молоко. Молозива мало и оно гуще молока. Это является главным аргументом в большинстве российских роддомов в пользу допаивания и докармливания ребенка ( а то он страдает от голода и жажды).

Если бы ребенку сразу после рождения необходимы были бы большие объемы жидкости, то природа бы устроила женщину так, что она бы заливалась молозивом сразу после родов. Но ребенку совсем не нужна лишняя вода. Все что ему нужно он получает из молозива и молока! Вода, которая дается ребенку пока у мамы молозиво, буквально “смывает “ молозиво из желудочно-кишечного тракта , лишая малыша необходимого для него действия молозива. Воду дают из бутылки, что приводит к “путанице сосков” у ребенка и может провоцировать отказ от груди. Вода вызывает ложное чувство насыщения и снижает потребность в сосании у ребенка. Если мы даем ребенку 100г воды в сутки, он на 100г меньше высасывает молока (это касается не только новорождённого). Почки новорождённого не готовы к большой нагрузке водой и начинают работать с перегрузкой.

Список аргументов против можно продолжать, но и этих вполне достаточно.

“Пока нет молока, надо докармливать ребенка смесью, а то он теряет в весе, голодает”.
Ребенок не рассчитан на получение чего - либо иного, кроме молозива и молока. В первые дни после рождения ему вполне хватает одного молозива. Потеря в весе ребенка первых суток жизни является физиологической нормой. Все дети теряют в первые два дня своей жизни до 8-10% веса при рождении. Большинство детей к 5-7 дню жизни восстанавливают свой вес или начинают прибавлять в весе. Докорм смесью в первые дни жизни ребенка – это ни что иное, как грубое вмешательство в функционирование организма малыша. Можно назвать это вмешательство метаболической катастрофой. Но в большинстве российских роддомов этому совершенно не придается значения!

Кроме того, введение докорма осуществляется через бутылку, что очень быстро приводит к “путанице сосков “ и отказу ребенка от груди. Иногда бывает достаточно одного-двух кормлений из бутылки, что бы ребенок перестал брать грудь!

Смесь вызывает чувство насыщения, долго задерживается в желудке, у ребенка уменьшается потребность в сосании груди, что приводит к уменьшению стимуляции груди и снижению выработки молока.

“ Я кормлю ребенка по требованию! - Он у меня требует через 3,5 часа!“
Кормление по требованию означает прикладывание ребенка к груди на каждый писк или поисковые движения. Малыш нуждается в прикладываниях к груди вокруг каждого своего сна, он засыпает у груди и когда просыпается, ему дается грудь. Новорождённый ребенок на первой неделе своей жизни действительно может прикладываться относительно редко – 7-8 раз в сутки, но на второй неделе жизни интервалы между прикладываниями всегда сокращаются. Во время бодрствования ребенок может просить грудь до 4х раз в час, т.е. каждые 15 минут! 10-14 день жизни – может быть пик сосания, до 60 прикладываний в сутки. Это бывает редко, но это вариант нормы.

В подавляющем большинстве случаев , в тот момент, когда ребенок начинает чаще просить грудь, мама решает, что ребенок голодает и вводит докорм. А ребенок просит грудь совсем не потому что голоден. Ему постоянно необходимо чувство подтверждения физического контакта с матерью.

За время своей жизни в мамином животе он очень привык к следующему: тепло, тесно, слышу, как стучит сердце, дышат легкие, бурчит кишечник, чувствую запах и вкус околоплодных вод ( заполняют нос и рот ребенка ), почти все время сосу кулачок или петли пуповины (учусь сосать). Только в этих условиях малыш ощущает себя комфортно и безопасно. После родов он может попасть в подобные условия только если мама возьмет его на руки, приложит к груди и тогда ему опять станет тесно, тепло , он услышит знакомые ритмы, начнет сосать и ощутит знакомый запах и вкус ( запах и вкус молока похожи на вкус и запах околоплодных вод). И новорождённый ребенок хочет попадать в такие условия как можно чаще. А современная мама ждет- не дождется, когда же увеличатся промежутки между кормлениями, когда же ребенок начнет есть через 3,5 – 4 часа, когда же он перестанет просыпаться ночью ??? Скорей бы !!! И, обычно, на робкие попытки ребенка попросить грудь отвечает пустышкой, погремушкой, дает водичку, разговаривает, развлекает. Ребенок чаще всего прикладывается к груди только тогда, когда просыпается. И он бысто соглашается с таким положением … Ребенок всегда принимает мамину позицию…Но тут маму и малыша ожидает “подводный камень” – недостаточная стимуляция груди и, как следствие, уменьшение количества молока.

“Кормление по требованию – это кошмар! Невозможно сутками сидеть и кормить ребенка!”
Так говорят мамы, не умеющие кормить. При правильно организованном кормлении мама отдыхает! Она лежит, расслаблена, обнимает малыша, малыш посасывает. Что может быть лучше? Большинство же женщин не могут подобрать удобную позу, сидят, ребенка держат неловко, затекает спина или рука, если кормит лежа, то обычно “нависает” над ребенком на локте, затекают локоть и спина. Да еще если ребенок плохо берет грудь, маме больно… О каком удовольствии тут можно говорить? В первые месяц – полтора после родов, когда ребенок прикладывается хаотично, без выраженного режима, сосет часто и подолгу, мама может хорошо себя чувствовать только если грудное вскармливание организовано правильно, маме удобно кормить, она умеет это делать стоя, лежа и сидя и даже двигаясь.

“После каждого кормления надо сцеживать остатки молока, иначе молоко пропадет”
Нет, не надо сцеживаться после каждого кормления при правильно организованном грудном вскармливании.

Если кормить ребенка 6 раз в сутки и не сцеживаться, действительно, молоко может пропасть очень быстро. Если сцеживаться после каждого кормления, то можно какое-то время поддержать лактацию. Сроки различны, но редко это больше полугода, случаи кормления на таком поведении больше года единичны.

При кормлении ребенка по требованию молока всегда у мамы столько , сколько нужно ребенку и потребности в сцеживании после каждого прикладывания нет. Чтобы новорождённый полностью высасывал грудь, он в течение 2-3 часов прикладывается к одной груди, следующие 2-3 часа – к другой. Где –то после 3х месяцев, когда ребенок уже прикладывается относительно редко, ему может потребоваться в одно прикладывание вторая грудь, тогда следующий раз он прикладывается к той, которая была последней.

В регулярном сцеживании после кормления есть один неприятный “подводный камень”, о котором даже большинство врачей не в курсе. Он называется лактазная недостаточность. Когда мама сцеживается после кормления, она сцеживает как раз “заднее” жирное молоко, относительно небогатое молочным сахаром, лактозой. Кормит же она ребенка преимущественно передней порцией, которая и накапливается в груди между редкими кормлениями. В передней порции лактозы много. Ребенок кормится “одной лактозой”, желудочно-кишечный тракт ребенка через какое-то время перестает справляться с такими объемами лактозы. Развивается лактазная недостатояность (Лактаза- фермент, который занимается расщеплением лактозы – молочного сахара, его нехватает). Это одна из причин развития лактазной недостаточности; вторая, например такая: мама дает ребенку две груди в одно кормление. Но об этом отдельно.

“В одно кормление надо давать ребенку две груди”
Нет, не надо давать две груди. Новорождённый ребенок прикладывается в течение 2-3 часов к одной груди. Потом 2-3 часа к другой ( например, 5 раз за 3 часа - к правой, всю высосал – теперь к левой). Это нам нужно, чтобы ребенок высасывал грудь до конца, и получал “переднее” и “заднее” молоко в сбалансированном количестве. Если ребенка в середине кормления переложить к другой груди, он недополучит “заднего”молока, богатого жирами . Он высосет из одной груди преимущественно переднюю порцию и из другой добавит того же. Переднее молоко богато лактозой, через какое-то время ребенок перестает справляться с нагрузкой лактозой. Развивается лактозная непереносимость.

Перекладывание ребенка от одной груди к другой может вызвать гиперлактацию у некоторых женщин, а если мама еще и сцеживает обе груди после каждого кормления… Бывают такие мамы. Свернуть излишки молока иногда бывает сложнее, чем добавить недостающее…

“Чем больше пьешь жидкости, тем больше молока.”
Есть мамы, которые стараются пить как можно больше иногда до 5 литров жидкости в день. А кормящей матери надо пить только столько, сколько хочется . По жажде. Мама не должна испытывать жажду. А если пьется вода специально, да еще больше 3-3.5л в сутки, лактация может начать подавляться.

“Сосать кулачок очень вредно”
Весь конец беременности ребятёнок сосал кулачок, так он учился сосать. Сосание кулачка – одна из врожденных привычек новорождённого. После родов ребенок начинает сосать кулачок, как только он попадает ему в рот. Если потребность в сосании ребенка полностью удовлетворяется грудью, то сосать кулачок ребенок перестает к 3-4 месяцам. (потом, месяцев в 6-7 он начинает ”искать зубки” , но это уже совсем другое поведение).

Кулачок ребенок сосет также, как грудь. У некоторых малышей наблюдается очень забавное поведение, когда присосавшись к груди малыш пытается и кулачок в рот засунуть…

“Мой ребенок требует пустышку”
Ребенок не рассчитан природой на сосание чего-либо кроме груди ( и кулачка, в крайнем случае).К пустышке ребенка всегда приучают . Есть дети, которые сразу выталкивают пустышку языком. А есть такие, которые начинают ее сосать. Есть мамы, которые придерживают пустышку пальцем, чтобы ее ребенок не выталкивал. Обычно первый раз ребенку пустышка попадает тогда, когда он проявил беспокойство и мама не знает, как его успокоить. Чтобы успокоится, ребенку нужно сосать грудь, ну не дали грудь, дали что-то другое, придется сосать то, что дают…

“Ребенок часто просит грудь, значит голодный, мало ему молока.”
Как уже говорилось выше, новорождённый ребенок просит, чтобы его прикладывали часто совсем не потому, что он голоден. Он хочет сосать, хочет к маме. Ему постоянно требуется подтверждение психоэмоционального и физического контакта с матерью.

“Хватает или нет молока, узнаем на контрольном вскармливании”.
Ничего мы не узнаем на контрольном вскармливании ( ребенка взвешивают до и после кормления, высчитывают разницу и узнают, сколько он высосал за кормление). Потому, что:

1. Ребенок, кормящийся по требованию, постоянно высасывает разные порции молока. В одно прикладывание 5мл , в другое 50, в третье 150. Можно попасть на 5 мл. (Однажды я взвесила свою дочку после 30ти минутного сосания. Она потяжелела на 14 г. За первый месяц своей жизни она набрала 1200 г – а что бы мне сказал участковый педиатр, если бы это было контрольное вскармливание в поликлинике?) 2. Новорождённый рассчитан на поступление маленьких порций молока, но часто. Подавляющее большинство новорождённых в условиях кормления 6-7 раз в сутки все равно высасывают маленькие порции молока, а не 6 раз по 120 мл. И они конечно же недоедают. Начинают плохо прибавлять или останавливаются в наборе веса, или вообще теряют вес. Достаточное или нет количество молока , можно узнать двумя способами: 1. Тест на мокрые пеленки. ( Это именно тест на мокрые пеленки, а не на использованные памперсы, т.к. нужно знать именно число мочеиспусканий ). Если ребенок старше 7 дней писает больше 6-8 раз в сутки, моча у него светлая, прозрачная, без запаха, значит он получает достаточный объем молока. Обычно ребенок писает во время бодрствования каждые 15-30 минут. Если мама пользуется памперсами, но хочет узнать, хватает или нет молока, надо снять памперсы с ребенка на три часа. Если малыш за три часа пописает 3-4 раза и больше, то можно не считать дальше. Если пописал 3 раза и меньше, считаем за 6 часов. Если за шесть часов пописал 4-5 раз и больше, можно дальше не считать, если меньше 4 – считаем даольше. И так далее… 2. Прибавка в весе за неделю (для ребенка старше 7 дней) должна быть от 125 до 500 г . “Если часто прикладывать, ребенок все высосет быстро, грудь все время мягкая – нет молока. Надо “копить “ молоко к кормлению.”
При кормлении ребенка по требованию грудь становится мягкой примерно через месяц после начала кормления, когда лактация становится стабильной. Молоко начинает вырабатываться только, когда ребенок сосет. Грудь никогда не бывает “пустой”, в ответ на сосание ребенка в ней все время образуется молоко.

Если же мама старается наполнить грудь к кормлению, ждет, пока грудь “нальется”, она постепенно уменьшает такими действиями количество молока. Чем больше мама прикладывает ребенка, тем больше молока, а не наоборот.

“Желудок должен отдыхать” А желудок у ребенка и не очень-то работает. Молоко там только свораживается и довольно быстро эвакуируется в кишечник, где и происходит собственно переваривание и всасывание. Это предрассудок из старой песни о кормлении по режиму через 3 часа. У новорождённого нет часов. Ни одно млекопитающее не делает равномерных промежутков в кормлении своих новорождённых. Организм ребенка приспособлен к непрерывному поступлению материнского молока, и отдыхать ему совсем не нужно.

“После каждого кормления ребенка надо 20 минут держать вертикально.”
Не надо держать ребенка вертикально после каждого прикладывания, особенно если ребенок уснул. Большую часть времени малыш лежит на боку. Если он срыгнет немножко, то просто под щекой меняется пелёночка. Вертикально надо держать искусственника. А мы говорим о грудничках, кормящихся по требованию и получающих небольшие порции маминого молочка. Кроме того, кардиальному сфинктеру желудка необходима тренировка, которую он может получить, только если ребенок лежит.

“Ночью надо спать”
Ночью надо не только спать, но сисю сосать.     

Большинство новорождённых детей так устроено, что спит с 10-11 вечера до 3-4 часов утра, потом начинает просыпаться и просить грудь. У ребенка первого месяца жизни прикладываний в подутренние часы ( с 3 до 8 ) бывает обычно 4-6 . Ночные кормления при правильно организованном грудном вскармливании выглядят примерно так : малыш забеспокоился, мама приложила его к груди, малыш спит посасывая и мама тоже спит, через какое-то время он отпускает грудь и спит дальше более крепко. И таких эпизодов случается за ночь 4-6. Всё это легко организовать, если мама спит вместе со своим ребенком, а для этого ей надо уметь кормить лежа в удобной позе.
Если ребенок спит отдельно от матери, в собственной кроватке, то он перестает просыпаться для подутренних кормлений, иногда уже через неделю после родов, иногда к 1,5-2 месяцам. Большинство современных мам воспринимают это с облегчением, т.к. для них закончилась, наконец ночная беготня туда-сюда, клевание носом сидя в кресле или на кровати над посасывающим ребенком, а некоторые еще и сцеживались по ночам… И здесь их ждет подводный камень под названием недостаточная стимуляция пролактина и , как следствие, снижение количества молока.

Мама и ее ребенок – это замечательная саморегулирующаяся система. В то время, как у малыша появляется потребность пососать подутро, у его мамы образуется максимальное количество пролактина, как раз с 3 до 8 утра.

Пролактин все время присутствует в женском организме в небольших количествах, значительно его концентрация в крови возрастает после того, как ребенок начинает сосать грудь, больше всего его получается именно в подутренние часы с 3до 8 утра. Выработкой молока пролактин, появившийся подутро , занимается днем. Получается, кто ночью сосет, стимулирует пролактин своей мамы и обеспечивает себе достойное количество молока днем. А кому ночью пососать не удается, тот довольно быстро может остается без молока днем.

Ни одно млекопитающее не делает ночной перерыв в кормлении своих детей.

“У меня от “нервов” пропало молоко”
Образование молока зависит от гормона пролактина, количество которого зависит от количества прикладываний ребенка и больше ни от чего. Переживания матери по какому-либо поводу на него влияния не оказывают.

А вот выделение молока из груди зависит от гормона окситоцина, который занимается тем, что способствует сокращению мышечных клеток вокруг долек железы и способствует тем самым вытеканию молока. Количество этого гормона очень зависит от психологического состояния женщины. Если она испугана, устала, испытывает боль или любое другое неудобство во время кормления – окситоцин работать перестает и молоко перестает выделятся из груди. Его не может высосать ребенок, не сцеживает молокоотсос, и руками не выходит…

Проявление “рефлекса окситоцина” наблюдала каждая кормящая женщина : когда мама слышит плач ребенка (причем не обязательно собственного) , у нее начинает подтекать молоко. Организм подсказывает матери, что пора прикладыват ребенка. В ситуации стресса или испуга ничего такого не наблюдается. ( Связь с древним инстинктом самосохранения : если женщина бежит от тигра и от нее пахнет подтекающим молоком, тигр быстрее ее найдет и съест, поэтому, пока она в страхе бежит по джунглям с ребенком под мышкой молоко не подтекает, когда она доберется до безопасной пещеры – и спокойно устроится кормить ребенка, молоко опять пойдет).

Современные стрессовые ситуации работают также, как те тигры. Чтобы молоко опять стало вытекать, надо стараться во время кормления расслабляться, думать только о ребенке. Можно пить успокаивающие травы, хорошо помогает массаж плеч, спокойный разговор. Все, что помогает расслабится.

А большинство современных мам не способны расслабиться во время кормления, им неудобно сидеть или лежать, кормить бывает больно – все это препятствует проявлению рефлекса окситоцина – молоко остается в груди , что и приводит к уменьшению лактации.

“Ребенок слишком толстый, надо ограничить число кормлений и давать воду.”
Ребенок на грудном вскармливании прибавляет от 125 до 500г в неделю, или от 500 до 2000 г в месяц. Обычно к 6ти месяцам ребенок, родившийся с весом 3-3,5 кг , весит около 8 кг. Темп прибавки очень индивидуальный, никогда не идет речи о “перекорме”, активно прибавляющие в весе дети быстро растут в длину и выглядят пропорционально. Дети, прибавляющие на первом полугодии жизни по 1,5-2 кг ежемесячно, на втором полугодии обычно резко снижают прибавку в весе и к году могут весить 12-14 кг.

Никогда нет необходимости ограничивать число кормлений , и, тем более, давать воду.

“Ребенку не хватает питательных веществ, с 4 месяцев нужен прикорм”
Потребность в иной пище проявляется у ребенка примерно 6ти месячного возраста, когда он начинает активно интересоваться, что же там все едят. И , если мама , берет с собой малыша за стол, он начинает лезть в ее тарелку.

Такое поведение называется активный пищевой интерес, и оно свидетельствует о том, что ребенок готов к знакомству с новой пищей и можно его начинать. Полноценно усваивать витамины и другие полезные вещества из инородной пищи ребенок начинает после года.

Грудное молоко содержит абсолютно все необходимые ребенку питательные вещества.

“У кормящей матери должна быть строгая диета”
Еда должна быть привычной. Предпочтительно не использовать в рационе экзотические продукты питания, не свойственные для “родной” климатической зоны . У кормящей матери могут появляться интересные пищевые потребности и их надо удовлетворять также , как и желания беременной женщины. Женщина должна есть по аппетиту, а не всовывать в себя пищу за двоих. (Кто-нибудь видел козу, которая переходит на другую диету в связи со вскармливанием козленка?)

“Ребенка надо кормить не больше года, потом в молоке все равно ничего полезного нет.”
После года лактации качество молока совсем не ухудшается. Молоко продолжает оставаться источником всех необходимых веществ для ребенка, а кроме того, поставляет ферменты, помогающие ребенку усваивать инородную пищу, содержит средства иммунной защиты малыша , и очень много других веществ, которых нет ни в искусственных смесях ,ни в детском питании, ни в пище взрослых ( гормоны, факторы роста тканей, биологически активные вещества и многое, многое другое.)

В период инволюции молочной железы ( а около года при правильно организованном грудном вскармливании инволюция молочной железы наступает очень редко) молоко по своему составу приближается к молозиву. Это связано, вероятно с тем, что организм матери старается оказать малышу максимальную питательную, энергитическую и иммунную поддержку в сложный для него период отпучения от груди. Лишая ребенка молока на втором году жизни, женщина лишает его и этой поддержки.

Крупные приматы, к которым относится и человек, кормят своих детенышей до 3-4х летнего возраста.

3

Молочная инструкция
http://s09.radikal.ru/i182/1004/f7/14bb8f056c56t.jpg
http://s46.radikal.ru/i114/1004/05/fbf004687a0et.jpg
http://s50.radikal.ru/i129/1004/1f/6d53fdef432bt.jpg
http://s61.radikal.ru/i174/1004/fa/a71661600b71t.jpg

Код:
http://moymalish.com/pravilnoe-pitanie/1546-molochnaja-instruktsija

К сожалению копирование материалов сайта запрещено, поэтому притащить ее получилось только в таком виде

4

Какое ты, грудное молоко?

Настоящее грудное молоко, как правило, начинает образовываться на 3-4 день после родов. Грудное молоко по своему биологическому и химическому составу отличается от искусственных смесей и коровьего молока. Его состав изменяется в зависимости от времени суток, продолжительности кормления, потребностей ребенка, а так же от болезни матери.  Ребенок, которому дают грудь, когда он только захочет, не нуждается в дополнительной жидкости (глюкоза, чай, вода) даже в жаркую и сухую погоду.

Так из чего же состоит этот дар природы нашим детям?  Пойдем по пунктам и вы увидите насколько все правильно устроено,  но естественно, описать можно только то, что известно науке.

Белки. Их количество в грудном молоке составляет 1,3г/100мл, и этого вполне достаточно, чтобы ребенок их получил, не перегружая почки и печень. Уровень белков в грудном молоке не зависит от количества употребляемой матерью пищи. Белок, содержащийся в грудном молоке, в отличие от белка, содержащегося в коровьем молоке, очень легко усваивается и обеспечивает более быструю разгрузку пищеварительного тракта. В грудном молоке – более высокий уровень необходимых аминокислот (цистин и таурин). Цистин способствует развитию ребенка. Он особенно важен для недоношенных детей. Таурин обеспечивает развитие центральной нервной системы и формирование структуры глаз.

Жиры. Они обеспечивают  более 50% необходимой ребенку энергии. грудное молоко содержит 3-4 г/100мл жиров, и они являются главным источником калорий для ребенка. Содержание жиров в молоке меняется  – меньше, начиная вскармливание грудью, в так называемом раннем молоке,  больше, заканчивая вскармливание грудью, в так называемом позднем молоке. Количество жиров в грудном молоке может зависеть от диеты матери.  57% от общего количества жиров  приходится на полиненасыщенные жирные кислоты, которые важны для развития мозга. Благодаря липозе, содержащейся в кишечнике новорожденного, жиры грудного молока очень быстро перерабатываются.

Углеводы. Их в грудном молоке в 2 раза больше, чем в коровьем . Лактоза грудного молока обеспечивает 40% суточного расхода калорий ребенка и принимает участие в обмене веществ. Она медленнее всасывается в тонком кишечнике, поступив в толстую кишку, способствует образованию витаминов группы В.

Витамины. Грудное молоко содержит  четыре растворяющихся в жирах витамина – А,  D, Е, и К.  Кроме того, в нем есть также витамины В и С. В грудном молоке содержится 43мг/100мл витамина С, и его количество зависит от диеты, поэтому  мамочке необходимо дополнительно принимать витамин С.

Железо. Его в грудном молоке содержится 0,1г/100мл, оно очень хорошо всасывается, примерно 70% от общего количества. У детей, которых в первые 6 – 8 месяцев кормят только грудью, крайне редко наблюдается железодефицитная  анемия (или малокровие).

Вода. В грудном молоке есть достаточное количество воды, и нет необходимости ее давать  дополнительно, независимо от климатических условий.

Другие микроэлементы. В грудном молоке содержится достаточное количество кальция, цинка, фосфора, натрия и других элементов, не создающих лишней нагрузки на почки ребенка.  Грудное молоко одержит также вещества,  предохраняющие от инфекций – IGA иммуноглобулин (связывает вирусы и микробы); IGE (связывает аллергены); лейкоциты (борются с микробами); лимфоциты (укрепляют иммунитет); интерферон; лизозим (уничтожает бактерии); бифидум фактор ( надежно защищает желудочно-кишечный тракт ребенка от кишечных инфекций).

Все вышеперечисленное   значит что,  грудное молоко является единственным, самым лучшим и необходимым питательным веществом для ребенка в первые 6 месяцев его жизни, и никакие  супер-пупер производители детских смесей  не смогут его заменить.

От всех не умеющих  говорить новорожденных голосую ЗА грудное вскармливание!

Источник:

Код:
http://www.babybow.ru/?p=444

Вы здесь » МАМА plus » Грудное вскармливание » Хорошая статья.>>Основные правила ГВ