"Милосердие - готовность из сострадания оказать помощь тому, кто в ней нуждается", - Толковый словарь русского языка под редакцией Д.Н. Ушакова
Со священником Аркадием Шатовым я познакомилась лет 15 назад. Работала тогда в «Независимой газете», и вот приходит как-то редактор тематического приложения «Религия» Наталья Архипова и говорит: «Слушай! Я тут одного священника случайно обнаружила, совершенно потрясный дядька, настоящий абсолютно, давай сходим, репортаж сделаем…»
Приходим, знакомимся, и сразу отпадают все сомнения, вот бывают такие неподдельные люди, чьи внятность, отчетливость и достоверность раз и навсегда перебарывают любой скептицизм, любое недоверие.
В советское время он работал медбратом в больнице и таких страданий насмотрелся, и такого хамства, что решил стать священником, чтобы вносить милосердие в будничную повседневность тех же больниц, к примеру…
Он понимал милосердие как работу. И сегодня так понимает.
В 1990 году отец Аркадий (Шатов) вместе со своим приходом на территории 1-й Градской больницы им. Н.И. Пирогова (построена 200 лет назад по проекту архитектора Матвея Казакова) отреставрировал храм Димитрия, царевича убиенного (там в советское время был, конечно, склад), и создал первое в России после революции 1917 года православное медицинское училище, которое вот уже двадцать лет готовит сестер милосердия для отечественной медицины.
Отечественной медицине несказанно повезло, что у нас есть такое училище и такие сестры!
Первые выпускницы этого училища были совсем взрослые женщины, с двумя высшими образованиями или кандидаты наук, к тому же матери четырех и более детей. Они страстно (и искренне) хотели изменить свою жизнь, и милосердие понимая буквально: как милующее сердце, хотели посвятить себя именно делам милосердия. Вместе с отцом Аркадием они шли в самые тяжелые отделения 1-й градской, к самым тяжелым и безнадежно больным, и не то что ухаживали — выхаживали их. Сменяя друг друга, не отходили от постелей больных день и ночь…
Врачи рассказывали мне, что сначала не верили свалившимся на голову сестрам милосердия, все допытывались у отца Аркадия, чего им надо, а потом прониклись доверием и благодарностью и, к удивлению, обнаружили, что с приходом этих сестер милосердия снизилась смертность среди самых тяжелых больных, снизилась потому, что «улучшился уход за ними». Просто уход…
Профессия сестер милосердия, когда-то распространенная в Российской империи, теперь обрела второе рождение. Выпускники получают дипломы государственного образца (за время существования училища состоялось 22 выпуска). Подготовка специалистов и получение знаний, формирование навыков и умений ведется в училище по государственному образовательному стандарту. Но принципиальное отличие училища от других заключается в том, что в нем учат любви, милосердию и состраданию к ближнему. Согласитесь, это трудная задача.
На дневное отделение поступают девушки, да и юноши из разных семей — верующих и неверующих. Главное чтобы подросток сам захотел здесь учиться, а не исполнял волю родителей. А еще важнее — это желание помогать людям. Ведь порой вернуть человека к нормальной жизни труднее, чем спасти от самой смерти.
В училище есть предмет, он называется «Духовные основы милосердия» (ДОМ). Как любой дом не может стоять непоколебимо без фундамента, так и делание добра невозможно без веры и любви.
Уже на первом курсе студенты проходят практику во многих больницах Москвы: 1-й клинической, Детской клинической больнице им. Н.Г. Сперанского, клинических больницах №4 и №7 и других, но главная база училища — Больница святителя Алексия.
В училище сестер милосердия учат лечить больных, как правило, после тяжелых болезней, и, как правило, это лежачие пациенты, с пролежнями и атрофией мышц, последствия тяжелых заболеваний здесь лечат по специальной методике.
И поэтому теперь студенты училища уже с первого курса нарасхват, их зовут на практику все московские больницы, выхватывая друг у друга…
Не смотря на оценки в зачетках, а вглядываясь в их глаза, избитая фраза «Глаза — зеркало души» здесь, как никогда, к месту. Просто по-иному невозможно оценить ту степень сострадания к ближнему.
Милосердие не имеет своей национальности, политической принадлежности и даже собственного вероисповедания. Да, так сложилось, что сестры милосердия и православие воспринимаются нами как нечто единое. Но это не совсем так.
По крайней мере в этом уверен епископ Аркадий Шатов: «Сам Христос, говоря о милосердии, приводил в пример самаритянина, у которого не было истинной веры, — объясняет отец Аркадий, — но было сострадание и стремление помочь. Более близкий пример — медицинские сестры Великой Отечественной. Комсомолки, со школы обработанные пропагандой безбожия, какие чудеса самоотверженной жертвенной любви они творили!».
Наталья Преображенская