Учимся музыке, играя
Игра — основной способ обучения и воспитания дошкольников. Это не преувеличение. Игра — планета, на которой обитает ребёнок. Особенно ребёнок дошкольного возраста. Это воздух, которым он дышит. Его способ познания мира. Любимое занятие. Мы бы даже сказали, жизненная необходимость. Мало того. Именно игра — главный способ обучения и воспитания дошкольника. Чему угодно: спорту, живописи, музыке. Даже правилам поведения.
Психологи заметили, что правила дорожного движения лучше всего преподносить малышам в виде игрового действа, под условным названием "Милиционеры-пешеходы" (по аналогии с "Дочки-матери"), где дети исполняют роли милиционера, пешехода, светофора и т.д. И где участники получают штрафные очки за нарушения правил. Такая игра оказалась эффективней любого самого красноречивого назидательного монолога об опасностях перехода на красный свет или игр на проезжей части.
Всё сказанное в полной мере относится и к музыкальному воспитанию. Главный вывод, к которому авторы пришли за многие годы работы с дошкольниками: практически любые задачи, возникающие в процессе музыкального воспитания дошкольников (в том числе в семье), можно и нужно решать с помощью игры.
О каких, собственно, задачах идёт речь?Перечислим не в порядке важности, а вполне произвольно.
Привить любовь к хорошей музыке. Как серьёзной, так и лёгкой.
Развить музыкальный вкус. Что важно, так как музыка может оказывать на ребёнка как положительное, так и отрицательное воздйствие.
Научить игре на том или ином музыкальном инструменте (в том числе детском).
Развить творческие способности.
Научить двигаться под музыку.
Развить эмоциональную культуру, эмоциональную восприимчивость.Есть, конечно, и другие, но эти задачи главные. Которые, по нашему убеждению, могут решать не только учителя, но и папы и мамы. В том числе те, которые не играют ни на каком музыкальном инструменте и даже не знают нот.
Впрочем, и тому и другому не поздно научиться в любом возрасте. Итак...
Игры для детей от 6 месяцев до 1,5 лет
В прятки со звукомРебёнок вас не видит. Вы звоните в мелодичный колокольчик, негромко ударяете в погремушку, бубен, другой ударный инструмент или напеваете. Малыш поворачивается, если он лежит в кроватке, ищет вас взглядом, ползёт или идёт на звук и радуется, что обраружил вас и источник звука... Игра не только помогает закрепить свзязь между звуком и его источником, но и приучает к тому, что звук — это радость.
Где музыка?Накрываете источник звука материей, включаете музыку (хорошо, если звучит музыка классическая, светлая по характеру) и спрашиваете малыша: "Где музыка?" Кроха подходит или подползает, срывает материю (в этот момент музыку следует выключить) и радуется, что смысл происходящего ему понятен. Игра соединяется со слушанием музыки и потому особенно полезна. Многие дети, учитывая игровой и двигательный момент, особенно, если музыка им понравилась, готовы играть в эту игру снова и снова.
Игру можно усложнить, перенеся источник звук в другую комнату. Но не забывайте, что музыка не должна звучать слишком громко.
От 1,5 до 3 лет
Какой инструмент звучал?Перед ребёнком два инструмента. Предположим, бубен и барабан. Попросите малыша отвернуться и постучите по одному из инструментов. Если малыш угадает, по какому инструменту вы стучали, то получает ваше одобрение и аплодисменты.
Постепенно количество инструментов (речь идёт о детских музыкальных инструментах) как мелодичных, так и ударных можно увеличить.
Игра развивает тонкость слуха, учит узнавать различные тембры.
Время от времени меняйтесь ролями: ребёнок спрашивает — вы отвечаете.
Танцуй так же, как яПод танцевальную музыку вы делаете самые простые движения и просите кроху точно их повторить. А частенько и просить не надо. Малыш повторяет движения по собственнной инициативе. Маленькие дети вообще любят подражать. Игровой момент усиливается, если вы заранее объявляете, кто танцует. Например, Баба-Яга, крокодил Гена, другой сказочный персонаж или зверь.
Ребёнок становится старше, и круг танцующих персонажей всё более расширяется.
К 3-4 годам ребёнок уже способен сам "заказать" вам танцевальное изображение того или иного сказочного героя или персонажа из мультфильма.
Особенно азартный характер приобретает игра, если в ней участвует двое или более детей. Тогда вы (или дети) сами оцениваете, кто станцевал лучше и кто становится "заказчиком".
Игра помогает развитию координации движений под музыку, развивает фантазию, воображение малыша.
Узнай песенкуВы играете, напеваете или насвистываете известную песенку ребёнку. Он должен угадать, какая это песенка. В случае правильно ответа — одобрение и аплодисменты. Игры, в которых победитель зарабатывает очки или баллы, начнутся чуть позже.
С трёх до пяти летВ этом возрасте игра попрежнему остаётся главным средством музыкального воспитания. Более того. Расширение психических, умственых, физических возможностей ребёнка значительно увеличивает спектр задач, которые благодаря играм можно решить.
С трёх-четырёх лет, повторяем, в игру включается соперничество, игровой азарт. Нарисуйте на плотном листе бумаги пять или семь кружочков в ряд. Отдельно для вас и для ребёнка. Если участников больше двух, то и количество рядов увеличивается. На первые кружки поставьте фишки разного цвета. Для большинства наших игр этих несложных приготовлений достаточно. Начинаем играть.
Слушаем тишинуУ детей повышена эмоциональность, и они всё делают громко: не говорят, а кричат, если радуются, то визжат от восторга, если огорчаются — рыдают навзрыд. Это нормально. Они иначе не могут. За это их нельзя ругать. Но иногда предложите им присесть, остановиться, замереть и послушать... тишину. Которую они не слышат. Не умеют слышать.
Это можно сделать и дома, но лучше где-нибудь на природе. В поле, в лесу, в парке, около реки. Или просто на улице или во дворе.
Итак, условия игры.
— Тише, — говорите вы. — Ещё тише. Совсем тихо. Давай сыграем — кто лучше услышит тишину и назовёт больше звуков. Говорим по очереди.
— Вот машина прошла. Вот птичка пропела. Гудок поезда. Чей-то разговор. Деревья прошелестели ветками.
Ребёнок вслушивается в тишину, в окружающие звуки. Начинает понимать, что среди этих звуков есть и такие красивые и завораживающие, как пение птиц, шум леса, реки или моря.
Кстати, тишина, пауза — вполне музыкальная категория. Выдержать точно паузу (ещё мгновение и она оборвётся) — большое искусство. Как в музыке, так и в жизни...
Рассказ-играЛюбой из рассказов (например, о музыкальных инструментах) можно построить в виде игры. Для этого перед началом игры положите на стол уже приготовленную нами кружки с фишками и скажите малышу:
— Сейчас расскажу тебе сказку о Барабане и Скрипке. Это игра. После рассказа я задам несколько вопросов. Если будешь слушать внимательно, то легко на них ответишь. В случае правильного ответа фишку двигаешь ты. Неправильного — я. Победит тот, кто продвинется на большее количество кружков. После такого предупреждения ребёнок слушает рассказ с особым интересом и вниманием. Игра — это святое.
Естественно, что рассказ должен быть коротким и, по возможности, занимательным. Вот, например, придуманная нами...
Сказка о Барабане и СкрипкеВ одном царстве жил Барабан. В этом музыкальном царстве жили самые разные музыкальные инструменты: скрипки, фортепиано, аккордеоны. Но Барабан был одним из самых известных и любимых. Потому что его язык понимали все. Потому что он будил весь город по утрам своей звонкой и чёткой песенкой:
Встало солнце утром рано,
Слышен голос Барабана,
Тра-та-та-та-та-та-та-та,
Открывайте ворота.Город просыпался, и все говорили: "Как хорошо, что у нас в городе живёт Барабан. Иначе мы могли бы опоздать на работу".
Когда Барабан подрос, король этого царства — Рояль взял его на работу. Часовым. Теперь Барабан не только всех будил по утрам, но и охранял королевский дворец. А во время парада солдаты маршировали под его музыку.
В этом же царстве у короля была дочь — Скрипка. Как только Барабан увидел Скрипку, так сразу полюбил её. Когда Скрипка проезжала в карете мимо ворот, которые он охранял, Барабан приветствовал её своим стуком.
Принцессе Барабан тоже нравился. Однажды она подошла к нему и пропела на самой высокой из своих четырёх струн-"ми".
До, ре, ми, фа, соль, ля,
Завтра бал у короля.
Приходи, ми, фа, соль, ля.
Ждать тебя буду я.Барабан надел новый кожаный мундир и пришёл на бал. Когда начались танцы, Скрипка заиграла весёлую музыку на всех своих четырёх струнах, а Барабан ей подыгрывал. Потом заиграли другие инструменты, а они танцевали вместе вальс и ещё больше друг другу понравились. Барабан предложил Скрипке стать его женой. Она согласилась.
На свадьбе король Рояль на радостях сыграл "Свадебный марш" Мендельсона. Это была очень весёлая свадьба.
Неплохо, если после заключительных слов сказки вы включите эту популярную музыку Мендельсона.
А теперь вопросы ребёнку. Например, такие:
Что солдаты делали, когда играл Барабан?
Почему жители города любили Барабан?
Сколько струн у Скрипки?
Как называется самая высокая струна?
Какой танец играли Скрипка и Барабан на балу?
Как называется музыка, которая прозвучала после свадьбы? И т.д. и т.п.Разумеется, вопросы могут быть другими. Как, впрочем, и сказка, которую вы, возможно, сочините лучше нас.
Благодаря подобным сказкам-играм ребёнок не только больше узнает о музыкальных инструментах, композиторах, музыкантах, но и разовьёт такое важное качество — умение сосредотачиваться.
Вспомните, как мы в общеобразовательной школе на уроках пения из года в год без особого успеха учили ноты. Ребёнок же может выучить ноты в 3-4 года, что называется, играючи.
Учим нотыНарисуйте на листе бумаге пять линеечек и отчётливо цветным фломастером напишите три ноты: до, ре, ми. На первой добавочной линейке — до. Под первой линейкой — ре. На первой — ми. Положите лист на видном месте. Объясните малышу, как называются ноты. И можно, подготовив всё те же кружки с фишками, приступать к игре.
Вы спрашиваете малыша, какая это нота, показывая поочерёдно на до, ре и ми. Условия игры не меняются: в случае правильного ответа фишку двигает ребёнок. В случае неправильного — вы.
Постепенно увеличиваем количествот нот до одной октавы.
Играем по нотамПоказываем дочке или сыну на детском музыкальном инструменте, лучше клавишном, на обычном пианино, где играются ноты первой октавы. Условия игры несколько усложняются. Вы просите ребёнка сыграть ту или иную ноту. И опять-таки двигаете фишки, создавая игровую ситуацию.
Так в течение одной-двух недель вы научите ребёнка играть по нотам.
Следующий этап той же игры — исполнение по нотам песенок. Напишите крупно и отчётливо ноты простой, известной ребёнку песенки в пределах первой октавы и предложите сыграть её. Или положите перед ним уже напечатанные ноты, которые продаются в каждом нотном магазине, заклеив название песни в случае, если ребёнок уже умеет читать. Объясните условия игры: сыграй и определи, какая песенка здесь написана.
Что делать в случае правильного или неправильного ответа ребёнка, вы уже знаете.
У многих детей игра знакомых песен скоро становится любимым занятием.
Угадай клавишуПопросите ребёнка отвернуться и нажмите одну из 3-х клавиш: до, ре, ми. Задача малыша нажать на эти клавиши и найти ту, которую вы ему предлагали. Важно также, чтобы ребёнок сказал, какая это нота. Игра помогает развитию абсолютного слуха. То есть слуха, когда малыш любой звук (не только музыкальный) слышит сразу в нотах. Постепенно количество нажимаемых нот можно увеличивать, включая не только белые, но и чёрные клавиши.
Добавим, что абсолютный слух помогает в обучении игре на музыкальных инструментах. Особенно на струнных.
Кто первый запоётЭто игра для двух и более участников. Вы играете или напеваете мелодию известной песни. Кто из детей или взрослых, принимающих участие в игре, первый запоёт?
Узнай песнюДругой вариант игры. Ребёнок должен узнать песню по первым семи нотам. Или шести. Или пяти.
В случае, если играющих двое или больше, первый предлагает: "Я узнаю песню из семи нот". Второй: "А я из шести". Третий: "Я из пяти". Угадывает тот, кто согласился угадать из наименьшего количества первых нот.
Фишку двигает вперёд либо угадавший песню, либо, в случае неправильного ответа, другой участник.
Игра развивает музыкальный слух. Помогает лучше запомнить мелодию песни.
Простучи ритмВы стучите на бубне или хлопаете в ладоши ритм известной песни. Попросите ребёнка угадать песню. Теперь меняетесь ролями. Ребёнок стучит, а вы угадываете.
Послание африканскому племениВы стучите на барабане определённый ритм-послание соседнему африканскому племени. Сообщаете ребёнку содержание послания. А лучше, если он придумаети послание сам. Например, "на улице хорошая погода", "у меня скоро день рождения" и т.д. Малыш должен точно повторить ритм. В этой игре также возможна смена ролей: ребёнок стучит послание — вы повторяете.
Такого рода игры развивают не только ритмические способности, но и фантазию ребёнка.
Музыка и движениеЭто игры для двух и более детей.
Кто лучше имитирует?Кто лучше имитирует, изображая под весёлую музыку игру в мяч, в снежки, фигурное катание и т.п.
Придумать движенияКто больше придумает движений под различные танцы: цыганочку, польку, русский перепляс, быстрый современный танец и т.д.
Танцуют сказочные персонажиПоказать, как станцевали бы под весёлую музыку различные сказочные персонажи ( Баба-яга, Леший, Змей Горыныч). Или герои мультфильмов.
Танцевальная игра "Воробышек"Если у вас семейный праздник, пришли в гости дети, то в эту игру они сыграют с особенным удовольствием.
Все встают в круг. В центре круга "воробышек".
Участники двинаются по кругу и напевают на произвольный мотив:
Покажи, покажи, воробышек,
Как девицы ходят.Воробышек показывает, и все повторяют его движения.
Покажи, покажи, воробышек
Как молодцы ходят.Воробышек снова показывает.
В течение игры водящему могут предложить изобразить походку не только зверей, героев мульфильмов и т.д., но и папы, мамы, бабушки, других близких и знакомых.
Музыкальные игры, связанные с движением, не только приносят детям и взрослым радость и хорошее настроение, но и улучшают координацию, развивают фантазию, воображение. Выбирать лучшего среди танцующих может как взрослый, так и другие дети.
Игры с куклой ( от 2 до 7 лет)Кукла — не только верный друг ребёнка-дошкольника, но и непременный участник всех игр. Она легко становится учеником, учителем, помощником. Слушателем, которому ребёнок может спеть песнку, что-то сыграть, просто рассказать про свои горести и радости.
Спеть высокую или низкую нотуИногда для этой цели кукла становится реальным помощником. У малыша не получается петь высокие нотки? Возьмите куклу-мышку и попросите малыша спеть также тоненько, как поёт-пищит этот зверёк. И произойдёт чудо — ребёнок неожиданно запоёт тоненьким голосом. Низкую ноту поможет спеть кукла-медведь.
Учим слова песниВ этом непростом деле тоже смогут помочь игры с куклами. Преположим, вы учите с пятилетней Олей слова песни про Чебурашку и чувствуете, что дочке скучно. Она не может сосредоточиться, рассеяно смотрит по сторонам.
— Давай, Оленька, сыграем,- предлагаете вы. — Ты будешь учительница, а куклы — ученики. Разучи с куклами слова песни.
Глаза девочки загорелись. Игра — это совсем другое дело. Оля рассаживает кукол на диване и повторяет для них слова вслед за вами. Потом проверяет, как куклы слова выучили, произнося слова их голосами. Сначала голосом куклы-мышки. Потом самого Чебурашки. Потом Барби. Песня выучивается легко и быстро.
Игра с куклами может помочь и при обучении игре на том или ином музыкальном инструменте.
Оля-учительницаКогда уже знакомая нам Оля учится играть на фортепиано или на скрипке. И, благодаря кукле, может быть не только ученицей, но и, что ей порой больше по душе, учительницей. Здесь цепочка чёткая и вполне естественная: вы или учитель музыки учите Олю, а она тому же — самому куклу. "Сто раз я уже повторяла тебе,- говорит девочка кукле Барби вашими словчами и в ваших интонациях,- что надо сидеть ровно и не горбиться, когда ты игрешь на пианино"!
Роль учительницы поможет Оле овладеть премудростями игры на музыкальном инструменте. Давно известно, что лучше всего выучиваешь сам то, чему учишь других.
Игровые ситуации
Смычок ходит ровноТакие ситуации надо по возможности чаще создавать при обучении игре на музыкальных инструментах. Первые шаги обучения, связанные с повторением одних и тех упражнений, игрой гамм, этюдов, постановочными моментами без подключения игр или игровых ситуаций, нередко вызывает у маленьких музыкантов скуку. Это самый главный и опасный враг любого обучения!
Приведём пример. Вы уже в который раз объясняете маленькому скрипачу, что для извлечения хорошего звука смычок должен ходить прямо. Маленький ученик с отсутствующим видом уставился в окно, думает о чём-то другом и с нетерпением ждёт, когда можно будет пойти на улицу поиграть с приятелями. Но вот вы объясняете по-другому:
— Давай сыграем, Андрюша,- говорите вы. — Ты — машинист, а смычок — поезд. В поезде едут пассажиры. Ты должен вести поезд ровно. Если будешь вести в сторону, поезд сойдёт с рельсов, и произойдёт крушение. Пассажиры погибнут.
И сразу замечаете перемену. Андрей старается вести смычок ровно. Ему интересно. Это уже игра.
Подобные ситуации мастерски создавал японский педагог Шиничи Сузуки, добившийся исключительных успехов в обучении 3-4 летних детей игре на скрипке.
Игра на фортепиано легато (связно)Вам надо объяснить малышу, что предыдущий палец можно только тогда поднять с клавиши, когда следующий уже поставлен. Попробуйте сказать маленькому ученику примерно так:
— Пять пальчиков — пять спортсменов. Они бегут и передают друг другу палочку-эстафету. Если ты раньше времени отпустил клавишу, это значит, что палочка упала, и надо начинать бежать сначала.
Игра, игра и ещё раз игра поможет вам превратить самые скучные упражнения в увлекательное дело. Ещё один пример.
Трибуны аплодируютМаленький музыкант повторяет трудное место. Оно никак не получается. Создаём игровую ситуацию.
— Идут международные соревнования, — говорите вы. — Трибуны переполнены. Задача соревнующихся — сыграть как можно быстрее трудное место без ошибок. Ведущий объявляет на весь стадион: "Выступает Алёша, команда России. Первая попытка". Я — судья, я буду считать ошибки. Начинай.
Вы увидите, как сразу Алёша изменится. Он — участник соревнований и представляет интересы России. За него болеют трибуны. Несколько "попыток", и трудное место сыграно без ошибок.
Игра помогает добиться главного. В чём секрет успеха при обучении игре на музыкальном инструменте (как, впрочем, и в любом другом деле)? В концентрации внимания.
Итак, игра — это не только главный, но и единственно верный способ обучения и воспитания маленького человека.
И ещё. Лучше всего, если игры для вашего ребёнка — именно вашего, а не вообще ребёнка — вы придумываете сами. Потому что здесь всё очень индивидуально. Те игры, в которые с удовольствием будут играть одни дети, другим могут не понравиться. Например, если говорить о последней игровой ситуации — "трибуны аплодируют", то встречаются дети, у которых подобная игровая ситуация, несмотря на всю её надуманность, вызовет излишнее волнение и напряжение. В этом случае тем же соревнованием надо придать более камерный характер. Например, соревнования проходят не на стадионе, а в обычной комнате, и участвуют в соревнованиях куклы.
Другими словами, предложенные нами игры — это не столько готовые решения, сколько направление, в котором следует двигаться.
Лев Мадорский, преподаватель музыкальной школы
Анатолий Зак, детский психолог
http://www.7ya.ru/pub/article.aspx?id=12971