Дети должны иметь четкое представление о том, что такое деньги, для чего они служат и как с ними правильно обращаться. Это необходимо для того, чтобы они могли в будущем хорошо ориентироваться во взрослой жизни и уметь зарабатывать столько, сколько им нужно, принимать верные финансовые решения. Как это сделать:
1. Объяснить откуда берутся деньги. Делается все очень просто. Берется листик бумаги, изображается сумма, которую вы зарабатываете, затем вычитается все то, что вы должны отдать в виде налогов, заплатить за квартиру и т.п., и показываете, что остается лично вам, что вы можете тратить. Из этой суммы вы забираете сумму, которая расходуется на продукты питания и остается то, что вы можете потратить на игрушки, одежду и т.п. Теперь ваш ребенок наглядно видит, почему вы не можете покупать ему ту или иную дорогую игрушку и вообще покупать ему все, что он захочет.
2. Определить количество карманных денег, которые вы выдаете ребенку. Сделать это можно следующим несколько оригинальным способом. Давать в неделю столько, сколько соответствует его возрасту. Например, 7$ или 7 евро или 70 рублей. Причем это количество должно быть регулярным, далее вы можете давать ему больше денег, в качестве поощрения за что-либо.
3. Показать, как должны работать карманные деньги. Расскажите ребенку как можно распределить полученные средства. Например, 1/3 или 2/3 можно откладывать на какие-то крупные покупки или будущую цель, например на обучение, которое все больше становиться платным. Таким образом, ребенок научиться отделять важные приобретения от неважных, чему он в принципе не может научиться, если решения, что купить за него принимаете вы.
4. Никаких подачек. Как бы жестоко это не звучала, вам нужно перестать покупать ребенку игрушки, компьютерные игры, CD, DVD (в общем, всякие излишества), как только вы стали давать ребенку карманные деньги. Здесь несколько подводных камней. Во-первых, вы должны давать ребенку достаточно для того, чтобы он смог накопить на желаемую им вещь. Во-вторых, у вас в семье должно существовать четкое разграничение между излишествами и необходимостью, которые должны соблюдать также и взрослые, а не только ребенок.
5. Обучение ответственности. Вы можете обучать ребенка ответственности на примере уборки по дому или в любом другом варианте, выбранном вами. Лучше когда вариантов несколько, когда для ребенка существует возможность выбора. В качестве примера можно привести следующую модель, которая хорошо подойдет вам, если вы, родители, люди аккуратные и всегда все сами кладете на место. Смысл в следующем. Если ребенок забыл убрать на место какую-либо вещь (игрушку, CD, свитер и т.п.), вы забираете ее в специальную родительскую корзинку, где она в качестве штрафа, должна храниться, скажем, дня 3, если ребенку очень нужна эта вещь, он не может ждать 3 дня, то существует возможность выкупить ее за чисто символическую сумму из его карманных денег. Тем не менее, осознание того, что вы должны тратить свои личные средства на то, чтобы исправить плоды своей неаккуратности, приучает ребенка к ответственности. В следующий раз он призадумается, а стоит ли так делать. Однако, еще р аз подчеркиваю, если вы сами люди неаккуратные, то приучать ребенка к аккуратности было бы жестоко и несправедливо. Хотя и в этом случае есть выход. Вы можете приучаться к аккуратности вместе. Т.е. ребенок "выкупает" у вас свои вещи, а вы свои - у ребенка.
© Ирина Вопнярская