Представим длинную очередь в аэропорту перед паспортным контролем. Уставший от перелета ребенок изнывает от скуки, капризничает и испытывает нервы окружающих беспрерывными жалобами. Цивилизованные методы: уговоры, игры и отвлечения давно сдали свои позиции, а в пирамиде потребностей Маслоу вы сейчас находитесь на несуществующем уровне -1, ведь все, чего вам хочется – тишины. И вы эту тишину себе покупаете, наклонившись к уху ребенка и пообещав: – Если ты спокойно выстоишь очередь, то в первом же магазине я куплю тебе большую шоколадку. – И мороженое? – загораются глаза маленького манипулятора. – И мороженое.
В стрессовых ситуациях метод пряника бывает спасительным. Однако, становясь традиционным средством в общении с детьми, он может повлечь за собой неприятные последствия. И, хотя большинство родителей придерживается золотой середины в воспитании, все же существует негласное разделение на два лагеря: тех, кто допускает подкуп в отношениях с детьми, и тех, кто категорически против взяток угощениями, игрушками или деньгами. Каждая сторона приводит свои доводы.
Аргументы родителей «за»
• Система вознаграждений эффективна и убедительна. Детям нравится знать, что за хорошую учебу или добросовестную уборку комнаты они обязательно получат заранее обговоренное поощрение. Здесь интересы обеих сторон совпадают: родители видят чистую комнату и хорошие оценки в дневнике, а дети получают обещанные им приятные бонусы. Причем результаты, как правило, достигаются в короткие сроки без давления, наказаний, угроз и обоюдного недовольства.
• С некоторыми детьми работает лишь такая тактика. Не каждому ребенку хватает внутренней мотивации для выполнения дела, которое ему неинтересно. Поэтому, чтобы привыкнуть к неинтересным, но необходимым действиям, на помощь приходят угощения или игрушки. Рассказывает мама четырехлетнего мальчика: «Когда сын начал ходить в детский сад, мы договорились о том, что за каждый день без слез будем покупать маленькую игрушку – машинку или киндер-сюрприз. Это помогало будить ребенка по утрам и избегать капризов по дороге в садик, ведь малыш знал, что вечером его обязательно будет ждать приз за то, что он был молодцом и не расстраивал маму и папу».
• Материальное стимулирование учит детей бережному отношению к деньгам и приспосабливает к миру, где за работу положена заработная плата. Получая за хорошие оценки деньги в копилку, ребенок понимает, что, если он не будет стараться, покупка желаемой модели телефона отложится на неопределенное время, потому что средств в копилке будет не хватать. Значит усердная учеба в его интересах.
Свернутый текст• «Есть вещи, которые моему сыну выполнить трудно, но, если поощрять его материально, ребенок старается себя преодолеть, – рассказывает мама, которая выдает сыну фиксированную сумму за каждый день, когда он делает домашнюю работу без напоминаний и капризов. – «Я не плачу за выполнение уроков как таковых, а лишь за трудную часть этого процесса – способность обойтись без жалоб и домашних ссор».
• В конце концов, мы все это делаем, просто не каждый называет подобное поведение подкупом. Но как еще назвать ситуации, когда мы даем ребенку в руки мобильный телефон с игрой, чтобы он не мешал нам посмотреть кино или побеседовать с друзьями. Или ставим ему мультфильм в обмен на то, чтобы самим почитать в тишине. Или обещаем новую игрушку после похода к доктору.
Аргументы родителей «против»
• Метод материальных поощрений работает лишь в краткосрочном периоде. В дальнейшем ребенок быстро догадывается, что в его руках легкий способ манипуляции, и повышает ставки. Однажды на невинную просьбу насыпать рыбкам корм, он может спросить: «А что ты мне за это дашь?» или еще хуже: «Я это сделаю, только если потом мне можно будет поиграть на компьютере». Таким образом, ребенок начинает сам устанавливать ценовую политику.
• Подкуп дает детям ложный посыл: если не ожидается никакого вознаграждения, нет смысла вести себя хорошо. А будучи уверенным в том, что награда последует, ребенок видит лишь узкий горизонт поставленной задачи и не стремится выходить за рамки данного поручения. Именно в таких ситуациях происходит, например, бездумное зазубривание школьного правила, а не вникание в его смысл.
• Обещание выгоды от исполнения домашних обязанностей или старательной учебы обесценивает понятие ответственности. В одной семье денежное поощрение выплачивалось за чтение. Первоначально это делалось для того, чтобы ребенок не отставал от школьной программы, поэтому за пересказ прочитанного текста родители добавляли в его копилку определенную сумму денег. В ходе эксперимента ребенок втянулся и полюбил читать, однако инструмент воздействия на родителей остался работающим. И теперь уже, демонстрируя прочитанных по собственному желанию «Робинзона Крузо» и «Графа Монте-Кристо», ребенок ожидал положенного вознаграждения. А родителям было трудно возразить, ведь договоренность действительно существовала. Так произошла подмена понятий: то, что должно было выполняться ребенком по «долгу службы» (чтение литературы по школьной программе) и ради собственного удовольствия, теперь становилось гонкой за поощрением.
• Вознаграждение сложно измерить в количественном эквиваленте. Можно заранее договориться о том, что ежедневная уборка игрушек или рисунков на письменном столе будет стоить одну конфету, но однажды предприимчивый ребенок может задать резонный вопрос: «А если я вымою пол, ты даешь мне больше конфет? А если протру мебель/погуляю с собакой/помою посуду?» Так у ребенка будет складываться ложное представление о том, что выполнение любых домашних обязанностей должно оплачиваться, тогда как на деле оно является частью жизни семьи, процессом, в который включены все, от мала до велика.
• Выдавая детям средства на карманные расходы, родители, как правило, понимают, что они будут потрачены на школьные обеды или покупку небольших сладостей. Сложнее установить контроль за тратой денег, которые были получены в качестве материального поощрения. Имея свободный доступ к магазинам, дети вольны тратить заработанное по своему усмотрению, и в их руках вполне могут оказаться вещи, которые взрослые не желали бы видеть. Также, привыкая к зарплате за домашние обязанности, дети перестают понимать ценность денег, заработанных родителями. Им начинает казаться, что любое дело, не требующее больших усилий, например, заправить свою постель, заслуживает награды.
Доводы обеих сторон имеют право на существование, ведь в каждой семье свои законы. И бывают ситуации, когда трудно принять единственно правильное решение. С одной стороны, для детей важным и достаточным вознаграждением остается простая похвала. С другой стороны, каждому родителю хочется отметить успехи ребенка и мотивировать его. Но как это сделать правильно? Пообещать награду заранее? Делать это время от времени? Говорить «молодец» за текущие хорошие оценки, но условиться о подарке за успешное окончание четверти? А может быть, сделать вознаграждение неожиданным и выразить ребенку благодарность за его успехи и старания в форме сюрприза, которого он не ожидал? Или наоборот, сделать радость долгожданной, как поездка в отпуск по окончании учебного года? Наверное, чтобы понять, как именно поступать с материальными поощрениями и не оказаться при этом в рискованном положении, сначала нужно решить, на чьей вы стороне: приверженцев или противников подкупа. А вы уже знаете, на чьей вы стороне?
http://letidor.ru/article/podkup_kak_sredstvo_vospitaniya_104265/