Здесь не заставляют учиться
В вальдорфской школе не оставляют на второй год и не пользуются учебниками. Танцуют на уроке математики и поют, изучая алфавит. А вместо ручек и тетрадей на партах — карандаши и альбомы.
Основоположником этой системы педагогики стал немецкий философ Рудольф Штайнер. Первая школа была открыта в 1919 году в Штутгарте для детей рабочих фабрики «Вальдорф-Астория» (отсюда и название). А в Украине вальдорфские сады и школы работают с 1991 года.
САД. Здесь не бросаются в глаза яркие пластмассовые игрушки, не слышно шума машинок на батарейках — вальдорфцы считают, что это притупляет фантазию ребенка. Всю современную пластмассовую армию здесь заменили деревянные, матерчатые игрушки, часто сделанные самими детьми. Причем необязательно девочками. Мальчики тоже учатся рукоделию, а девчонки — забивать гвозди.
Еще одно кардинальное отличие — здесь нет младших и старших групп. Детки разных возрастов играют вместе и учатся друг у друга и своих воспитателей — рисованию, музыке, лепке, умению красиво двигаться и драматическому искусству. При этом любое принуждение отрицается.
ШКОЛА. Как правило, дети, которые ходят в вальдорфский сад, идут и в школу, где обучают по этой же системе.
На стенах класса, в который мы пришли, — «портреты» букв и цифр, сделанные самими учениками. В мастерской — панно-аппликация, сделанное из шерсти. В углу стоит веретено: в школе продолжают приобщение к рукоделию. Впрочем, это можно увидеть и в обычных школах. Чего не скажешь об уроках-"эпохах". Ими начинают в течение определенного времени каждый учебный день. Длятся они 100 минут и делятся на 3 части. В первой — тема проживается с помощью ритмики, слуха. Так, детки пропевают алфавит или прохлопывают ритм числа. Вторая часть — работа за партами. Третья — чтение. Кстати, здесь оценки появляются только в старших классах.
ПОДВОДНЫЕ КАМНИ. Эта система не приветствует увлечения детей телевизором, компьютером и пр. Есть мнение, что, если такой же принцип проповедуется и дома, ребенку сложно будет адаптироваться в любом другом коллективе.
В детсаду деток не учат ни читать, ни писать. Если вы решите отдать ребенка в 1-й класс обычной школы, ему будет трудно на фоне подготовленных сверстников.
Здесь не используют учебники. С одной стороны, плюс: урок не похож ни на один другой. А с другой — минус: ведь учебники находятся под контролем Минобразования, а здесь — как повезет с учителем.
Чтобы дети прошли аттестацию, в 9 и 12 классах программа "подгоняется" под государственную. Но в связи с вводом в этом году обязательного тестирования, это выглядит проблематично. Уже известно, что тесты рассчитаны на глубокое знание предмета, чего не хватает даже ученикам обычных школ. Поэтому "подгонки" может оказаться недостаточно.
Благодарим за помощь в подготовке материала директора вальдорфской школы "Михаил" Сергея Щербинца, психолога Елену Вознесенскую, учителя-методиста Светлану Маляренко.
Театральные подмостки
Почаще устраивайте дома кукольный театр: так дети лучше будут запоминать прочтенное, у них разовьется талант импровизации.
Вместо ручки карандаши
Чтобы ребенку не было скучно заниматься прописью, дайте ему вместо разлинованной бумаги альбомный лист и карандаши, и пусть рисует и раскрашивает цифры и буквы. Это также прекрасно развивает мелкую моторику.
Куклы без лица
У игрушек на этой фотографии либо вообще нет лица, либо оно обозначено схематично. Все это для того, чтобы не загонять фантазию ребенка в рамки — пусть он сам дорисует воображением лица.
Волшебный ящик
Вот такой ящик с песком и каштанами/желудями фантазия вашего ребенка может превратить во что угодно. Единственное ограничение для игры — все элементы должны быть из натуральных материалов.
ЛИЧНЫЙ ОПЫТ. Благодаря вальдорфской системе дочь Анны Андрущенко Настя научилась общаться со сверстниками. Но, все-таки после 6-го класса Анна решила перевести ее в общеобразовательную школу.
«В 4 года моя дочка была несмелым, ранимым ребенком, — рассказывает Анна. — Вальдорфский сад оказался именно той средой, которая ей была нужна. Настя стала общительной и уверенной в себе девочкой. Школе, в которую затем она пошла, я тоже очень благодарна. Этих детей учат не зубрить, а мыслить самостоятельно, изучать окружающий мир. Знания забудутся, а это отношение к миру останется».
Но Анну, как и множество других родителей, волновало несоответствие государственной школьной программе. Поэтому она решила перевести девочку в обычную школу. И, несмотря на то, что в вальдорфской педагогике не делают упор на развитие логики, те свойства, которые девочка приобрела в садике и в школе, позволили ей подтянуть математику и поступить в математический лицей. «Сейчас дочка заканчивает 8-й класс, нормально учится. У нее высокая адаптация в коллективе", — говорит Анна.
КОММЕНТАРИЙ ПСИХОЛОГА. У РЕБЕНКА ДОЛЖЕН БЫТЬ ВЫБОР. Комментирует детский психолог Светлана Ройз:
«Для маленьких детей до 6 лет вальдорфская система подходит идеально: в это время идет закладка личности, а здесь к ней относятся наиболее щадящее. Она хороша и для раскрытия творческого потенциала, а в случаях если малыш получил негативный опыт в саду или страдает от перегрузки в школе, это еще и психотерапия.
Но не нужно забывать, каким бы чудесным ни был садик или школа, — этого мало, чтобы получить опыт адаптации. Ребенок должен находиться в трех социальных средах: садик (школа), двор, кружок. Кроме того, у него всегда должен быть выбор. Например, если он учится в вальдорфской школе, пусть дома у него будут игрушки на радиоуправлении. Можно также выбрать сад или школу, в которой используются элементы вальдорфской педагогики. Такие учреждения есть!»
Ольга Малышок, Елена Токарчук