Речевое развитие
1. Способен сосредоточить внимание на заинтересовавшем объекте, наблюдать длительно. Например: распускающийся на клумбе цветок, птичек, прилетающих к кормушке, и др.
Наблюдение приобретает значение специальной деятельности.
2. Знания о человеке, «людях» приобретают ассоциативный характер, выстраиваются в систему:
a) Имеет элементарные знания о строении человека. Называет части тела: голова, глаза, нос, рот, уши, шея, спина, живот, руки, ноги, пальцы. Их функции: уши слушают, ноги ходят, руки работают и т.п.;
b) По аналогии знает названия частей тела животных в сопоставлении с человеком: у людей руки – у птиц крылья, у людей нос – у птиц клюв и др.;
И более широкие обобщения: все живые существа имеют глаза, уши ноги или лапы, все двигаются, всем необходимы пища и вода;
c) Человек и его дом (мебель, одежда, посуда, предметы быта и т.п.);
d) Человек и растительный мир (деревья, цветы, трава; огородные и садовые культуры: овощи и фрукты – результаты труда людей и пр.);
e) Человек и животный мир - домашние и дикие животные: «Кто с нами рядом живет – кошка, собака и пр.», «Кто живет в лесу – волк, лиса и пр.»;
f) Человек и общественный (социальный) мир: профессии людей – врач, шофер, продавец, дворник, повар, артист и др.; общественный транспорт; народные гуляния;
g) Человек и его деятельность: бытовая, игровая, художественная, трудовая (уборка дома, работа на огороде; футбольная игра, в шашки, лото; игра на музыкальных инструментах, пение и танец; профессиональный труд: лечение людей, выпечка хлеба, уборка улиц, украшение зданий, площадей и др.);
3. Имеет знания о «больших» и «маленьких» в окружающем мире: «взрослые и дети» по аналогии «животные и их детеныши». Знает названия не только животных, но и их детенышей (котенок, щенок, теленок, козленок, жеребенок и др.).
4. Знает и называет некоторых экзотических животных (слон, тигр, черепаха, крокодил и др.), живущих в разных странах.
5. Знает названия и хорошо ориентируется среди предметов ближайшего окружения, функционально соотнося их с той или иной деятельностью человека. Например: кисти и краски - для рисования; пылесос, щетка, веник – для уборки дома; лопата, лейка, грабли – для работы на огороде; мочалка, мыло, полотенце – для купания; тарелка, чашка, ложка – для еды и т.п.
РАЗВИТИЕ РЕЧИ
Пассивная речь
(то, что понимает)
1. Имеет большой словарь понимаемых слов, в 5--8 раз превышающий активный словарь, т.е. употребляемых в речи слов (последнее, зависит от окружающей речевой практики и социальной среды).
2. Может с интересом, длительно слушать чтение или рассказ взрослого, не подкрепленный показами картинок, иллюстраций.
3. Проявляет интерес к сказкам, записанным на аудиокассетах.
4. Прислушивается и эмоционально реагирует на разговоры взрослых между собой.
Активная речь
(то, что произносит)
1. Говорит простыми связными фразами. Может употреблять небольшие сложноподчиненные предложения, связующие слова «потому что», «когда», «поэтому». Например: «Буду летать на самолете, когда вырасту», «Зайка ел снег, поэтому заболел» и т.п.
2. Свои действия часто сопровождает словами (собственная речь).
3. Легко повторяет за взрослыми незнакомые слова, фразы.
4. Может иметь до 1500 и более употребляемых слов в своем активном словаре.
5. Свободно владеет названиями существительных собирательного (обобщенного) значения: игрушки, одежда, мебель, овощи, фрукты, транспорт и пр.
6. Переходит от названия себя в третьем лице к местоимению «Я».
7. Употребляет все части речи, в том числе наречия (близко – далеко, темно – светло, весело – грустно и т.п.), числительные (один, два, три, много, мало), местоимения (он, она, они).
8. Грамматически правильно согласует слова в простых предложениях в роде, числе и падеже:
a) Строит предложения, употребляя глаголы в прошедшем, будущем и настоящем временах.
b) Употребляет все виды вопросов и часто пользуется ими: кто, что, зачем, где, когда, кому, за что, как и т.п.
c) Наиболее часто начинает употреблять вопрос «почему?», раскрывающий причинно-следственные отношения в окружающем его мире. Например: «Почему идет дождь?», «Почему кошка говорит «мяу», а собачка «ав-ав»?»
9. Называет близких по имени, знакомых и некоторых людей ближайшего окружения может называть по имени и отчеству.
10. Знает свою фамилию, может запомнить домашний адрес (если взрослые считают это необходимым).
11. Пользуется ролевой речью в игре: говорит за себя и за куклу (мишку, зайку).
12. Может говорить по телефону, а также имитировать телефонный разговор в игре.
13. Быстро запоминает потешки, стихи, песенки, сказки. Может проявлять склонность к рифмованию слов, словотворчеству. Например: вазелин – «мазелин», «намакаронился» - наелся, «тепломер» - термометр, «свистофор» - семафор, «соловли» - соловьи и т.п.
14. Интенсивно овладевает звукопроизношением: правильно артикулирует многие звуки – гласные и простые согласные. Исключение могут составлять свистящие «з», «с», шипящие «ж», «ш», сонорный «р».
15. Стремится к диалогу с взрослыми и детьми. По собственной инициативе высказывается под впечатлением от происходящего и на темы личного опыта, выходящие за пределы ситуации (по воспоминаниям).
Примечание: овладение речевыми навыками индивидуально!
1. Проявляет интерес к разным видам изобразительной деятельности: рисованию, лепке, аппликации.
2. Проявляет любознательность к рисункам (иллюстрациям) на темы русских народных произведений для детей (потешки, песенки, сказки).
РИСОВАНИЕ
· Владеет простейшими способами изображения: создает простейшие композиции из мазков, пятен, штрихов, линий, форм;
· Проявляет инициативу в создании ассоциативных образов в рисунках, лепке, находя сходство в изображениях;
· Стремится к сходству в рисунке с предметами (цветок, гриб, бабочка, птичка и др.) и явлениями окружающего мира (дождь, снег, следы на снегу и др.);
· Умеет создавать с помощью мазков, ритмичных линий, пятен и пр. простые цветовые композиции, вызывающие эмоциональный отклик своей яркостью, декоративностью;
· Проявляет некоторую самостоятельность в выборе цвета красок, фона листа бумаги. Экспериментирует с красками, карандашами, комком глины, готовыми аппликативными формами;
ЛЕПКА
· Имеет технические навыки в лепке – раскатывает комок глины (пластилина) в ладонях;
· Видоизменяет комок с помощью пальцев, соединяет части;
АППЛИКАЦИЯ
· Имеет технические навыки в аппликации, знает назначение клея, кисти, тряпочки. Наклеивает готовые формы (подготовленные взрослыми).
· Откликается на предложение к сотворчеству.
· С удовольствием сочетает разные виды изобразительных средств – рисование и аппликацию с целью обогащения содержания и средств выразительности.
· Проявляет интерес к результату изобразительной деятельности.
ПЕНИЕ
· поет без напряжения, естественным голосом, не форсируя звук и не выкрикивая слова;
· если поет с кем-то, то вместе начинает и заканчивает пение, выдерживает паузы, слушает вступление и заключение мелодий;
· верно передает в своей основе мелодию и ритмический рисунок песни;
· с удовольствием слушает песни в исполнении взрослого;
· узнает знакомые песни и подпевает ;
· выделяет особенно понравившиеся песни, желает их повторить;
· правильно и быстро запоминает слова песен, понятных ребенку по содержанию;
СЛУШАНИЕ
· слушает хорошую музыку: инструментальные пьесы и песни, которые исполняются взрослыми;
· эмоционально откликается на музыку, слушая знакомые мелодии, звучащие на разных инструментах, в ансамблях;
· в конце третьего года слушает рассказы, иллюстрированные музыкой;
· умеет слушать простые по форме и содержанию программные и ярко выраженные жанровые (танец, марш) музыкальные произведения.
МУЗЫКАЛЬНОЕ
ДВИЖЕНИЕ
· выполняет самостоятельно и более точно музыкальные движения по показу взрослого.
· Музыкальные движения разнообразны и относительно сложные (по сравнению со вторым годом) в упражнениях и плясках, включают ходьбу, бег, прыжки.
ПЛЯСКИ
В плясках выполняет:
· Хлопанье в ладоши и по коленям.
· Хлопанье в ладоши и одновременно притопывание одной ногой.
· Пружинистое качание на двух ногах.
· Бег на месте на носочках.
· Постукивание каблучком.
· Поочередное выбрасывание вперед то левой, то правой ноги.
· Делает шаг вперед – шаг назад на носочках.
· Кружение на носочках.
· Выполняет маленькую «пружинку» с небольшим поворотом корпуса вправо-влево.
· Выполняет бег и шаг по кругу.
Делает движения руками:
1. Руки на поясе.
2. Одна рука на поясе, другая - поднята.
3. Руки разведены в стороны ладонями вверх.
4. Руки «пляшут» - повороты кистей, раскрытых ладоней и округленных пальцев («фонарики»).
Владеет элементарными видами основных и танцевальных движений, которые выполняет не по приказу, а самостоятельно в пляске по собственной инициативе.
МУЗЫКАЛЬНАЯ ИГРА
Участвует в музыкальных сюжетно-ролевых играх, изображая под музыку зайчика, кошечку, мышку, птичку и т.п.
ХОДЬБА
· хорошо ходит в прямом направлении;
· умеет держать заданное направление;
· меняет направление по сигналу;
· двигается, огибая предметы;
· может продвигаться приставными шагами вперед и в стороны;
· ходит по наклонной доске, приподнятой одним концом от пола на 15--20 см, сходит с нее;
· перешагивает через веревку, палку, приподнятую на высоту 15 см от пола;
· встает на ящик высотой10--15 см, сходит с него;
· может хорошо двигаться по неровной площадке, преодолевая бугорки, канавки; ходит в паре, умеет двигаться по кругу.
БЕГ
· бегает в разных направлениях;
· умеет обегать препятствия;
· может пробежать между двумя линиями, не наступая на них, догоняя катящиеся предметы;
· непрерывный бег, может выполнять, в течение 30--40 сек.
ПРЫЖКИ
· прыгает на двух ногах на месте и слегка продвигаясь вперед;
· подпрыгивает до предмета, находящегося выше поднятых рук ребенка;
· перепрыгивает через линию, веревку, параллельные линии «ручеек»;
· прыгает с места на двух ногах как можно дальше.
· Спрыгивает с высоты 10-15 см.
ПОЛЗАНИЕ, ЛАЗАНИЕ
1. Подтягивается руками при скольжении на животе по гимнастической скамейке.
2. Лазает по вертикальной лесенке гимнастической стенки удобным ребенку способом.
3. Проползает в вертикально стоящий обруч, подползает под веревку, скамейку.
4. Перелезает через валик, бревно.
5. Влезает на стремянку (высота 1–1,5 м) и слезает с нее.
6. Катает, бросает, ловит мяч.
7. Скатывает мячи с горки.
8. Катает мячи (шары) в паре (навстречу друг другу).
9. Катает мячи двумя и одной рукой.
10. Умеет бросать мячи (шары) двумя руками снизу, от груди и из-за головы.
11. Ловит мяч, брошенный взрослым.
12. Перебрасывает мяч через ленту, натянутую на уровне груди ребенка.
13. Бросает предметы в горизонтальную цель двумя руками – правой и левой.
К трем годам умеет:
· Скатываться с горки на санках.
· Пробует ходьбу на лыжах.
· Учится кататься на трехколесном велосипеде.
· Ребенок осваивает (с помощью взрослого) некоторые движения в водной среде, учится скользить в воде, двигать руками, ногами.
Любит подвижные игры:
«Где звенит?», «Заинька», «Поезд», «Самолеты», «Прятки», «Жмурки», «Мой веселый звонкий мяч», «По ровненькой дорожке», «Птички в гнездышках» и др.Ссылку
В игре может выполнять имитационные движения, беря на себя роль зайчика, мышки, мишутки и пр.
Называет себя каким-либо персонажем, отвечая на вопрос: «Ты кто?» («Кого изображаешь?»).
1. Самостоятельно надевает одежду, обувь, головной убор.
2. Умеет правильно обуваться, соответственно выбирая, левый или правый ботинок.
В случае ошибки замечает неудобство и самостоятельно исправляет.
3. Понимает назначение обуви для дома и улицы.
4. Самостоятельно переобувается при входе в дом.
5. Умеет правильно, последовательно (начиная с первой) застегнуть несколько пуговиц.
Если ошибается, замечает перекос в одежде и пробует самостоятельно исправить.
6. Аналогично действует при нечаянном одевании предметов одежды наизнанку или «задом наперед».
7. Замечает непорядок в одежде других и стремится им помочь. Например: у мамы - расстегнулось пальто, у бабушки - развязался шнурок, братик надел наизнанку рубашку и т.п.
8. При раздевании аккуратно и последовательно складывает свою одежду.
9. Знает свои туалетные принадлежности, их место хранения, содержит их в порядке: зубную щетку, стаканчик для полоскания, расческу, полотенца для лица и для ног.
10. Следит за своими игрушками, убирает их на место: кубики и строительные наборы в коробки; дидактические игрушки в собранном виде (матрешки, башенки, пирамидки) и т.д.
11. Пользуется носовым платком по необходимости без напоминания.
12. Аккуратно ведет себя за столом. Самостоятельно ест первое, второе блюдо. Умеет удерживать ложку за черенок тремя пальцами. Пользуется салфеткой. Не отвлекается во время приема пищи, благодаря, говорит «спасибо».
13. Правильно употребляет предметы чайной и столовой посуды, использует десертную и чайную ложки, учитывает принадлежность вилки (только для второго блюда).
Примечание: дается специальная детская вилка с закругленными краями.
14. Умеет обходиться без памперсов. Полностью контролирует свои физиологические потребности. Самостоятельно пользуется туалетом (под контролем взрослого).
15. Владеет правилами культуры поведения в обществе:
a) Оказывает помощь, благодарит за услугу, здоровается при встрече, говорит «До свидания» при расставании, желает «Спокойной ночи» вечером и «Доброе утро» при пробуждении.
b) Уважительно относится к старшим: уступает место, подает упавший предмет и т.п.
c) Проявляет доброжелательность к взрослым и детям: желает «угостить», что-то подарить, чем-то поделиться и т.п.
16. Проявляет бережное отношение к животным. Знает правила обращения: не причинять боль, не пугать, не обижать, к незнакомым животным не подходить близко, после игры с животными мыть руки.
17. Выполняет поручения из 2--3 действий.
18. Вытирает ноги при входе в дом.
19. Не сорит в общественных местах: на лестнице, в холле, на детской площадке.
20. Проявляет желание поддерживать порядок: «помогает» дяде-дворнику, не рвет цветы на клумбах и газонах, играет с песком в положенном месте, не забирается в ботинках на лавочки для отдыха.