МАМА plus

Объявление




Всем привет!!!

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » МАМА plus » Школа » Особенности зарубежных школ>>


Особенности зарубежных школ>>

Сообщений 1 страница 4 из 4

1

Японская школа глазами русской мамы
По материалам блога

Код:
http://from-there.livejournal.com

Японская школа делится на младшую, среднюю и старшую. Дети, которым на 1 апреля исполнилось 6 лет, поступают в первый класс младшей школы. После шести лет обучения они сдают вступительные экзамены и переходят в первый класс средней школы, где учатся еще три года. На этом, после 9 лет обучения, обязательное бесплатное образование заканчивается, и перед школьниками открывается богатый выбор, куда поступать: в старшую школу на три года, училище (ПТУ), ВУЗ на четыре или же на два года.

Школьной формы в младших классах нет, а в средней школе она становится обязательной.

Начало учебного года

Наша школа четырехэтажная, и расположение классов внутри тоже соответствует "внутренним уровням": первый и второй класс учатся на первом этаже, третий и четвертый - на втором, пятый и шестой - на третьем. На четвертом этаже у них кабинеты естествознания (по сути - химии), трудов и т.п. Как и в России, в Японии в младших классах есть классный руководитель, который ведет все уроки сразу.

С переходом на верхний этаж класс выбирает новый девиз, например, такой: "Быть как солнышко: чтобы не только самому хорошо и тепло было, но чтобы и остальных тоже согревать". По-японски "солнышко" будет "тайё:", для записи азбукой нужно четыре знака: "та", "и", "ё" и "у" (для долготы слога "ё"). И для каждого из этих четырех знаков дети придумали еще расшифровку (перевод мой, несколько вольный):

"та"сукэау - акаруй накама - "быть друзьями, помогать друг другу"
"и"ронна кото-ни тёсэн си яритогэру - "ставить различные цели и достигать их"
"ё"ку манаби ёку асобэ - "хорошо поучился - хорошо отдохни"
"у"со, идзимэ, кэнка ва синай - "Не врать, не издеваться, не драться"

Свернутый текст

Как и в начале каждого года, дети написали свои цели на год в учебе и в жизни. В этом году картинкой была ракета, в окошке которой надо было нарисовать себя. Под изображением себя нужно было написать свой личный девиз (таким образом, получилось три девиза: школьный, классный и личный). Цели, как правило, простые и достижимые: хорошо учиться, научиться быстро бегать, писать красиво и аккуратно - это в школе, а дома - помогать по дому, быстро завтракать, не забывать мыть руки перед едой и т. д.

http://s017.radikal.ru/i407/1111/ec/ff697ade8569.jpg

Японская школа

Родительские собрания в японской школе

Раз в триместр учитель встречается с каждым родителем индивидуально, чтобы поговорить и об учёбе, поведении и прочих особенностях ребёнка (на родительском собрании про учёбу детей собственно почти не говорят, а уж имён и подавно не называют). Принципиальное отличие от встреч с учителем в младшей школе - присутствие собственно самого ребёнка. Так что и хвалят, и ругают ребенка при нём же, чтобы слышал и знал. Впрочем, я ещё не разу не наблюдала (ни сама, ни когда я выступала в роли переводчика при других родителях), чтобы учитель прямо таки ругал. Схема общения примерно одинаковая всегда: в начале долго и детально говорится, что хорошего сделал ребёнок и какой он молодец. А потом сообщают что-либо не столь лестное так, словно к слову просто.

Недавно в школе было собрание от родительского комитета для родителей двух классов: рассказывали о предстоящем путешествии в Токио и - раз уж всех собрали - вообще о школе, об учениках и так далее. На входе всем пришедшим выдавали листки бумаги, где было написан план мероприятия и некоторые моменты подготовки к поездке, а также - сок и печенье. Мол, спасибо, дорогие родители, что пришли, вот вам печенька. При этом ни печенье, ни сок никто не открыл, все торжественно домой унесли. Я смотрела.

Сэнсэи, ответственные за вторые классы, пожаловались, что дети в последнее время недостаточно хорошо себя ведут: приносят в школу вещи, которые "не являются необходимыми" (вещи сами не назывались, из таковых мне известны, например, часы, телефоны сотовые, комиксы), но мало этого, в последнее время - ужас-ужас - стали периодически находить даже в мальчиковых туалетах - бойтесь-бойтесь - фантики от конфет и жвачек. Да. Падение нравов, кошмар и ужас. После перечисления примеров такого падения нравов был задан риторический вопрос: "И как с таким поведением дети пойдут в третий класс?!" (имеется в виду третий класс средней школы, соответствующий нашему девятому — прим. Материнство.ру) Сказали, что некоторые мальчики даже две верхних пуговицы пиджака порой не застегивают. Родителей попросили провести дома воспитательную работу.

По поводу школьного путешествия было два самых сложных для учителей вопроса: разрешать ли брать с собой фотоаппараты и какую форму одежды разрешить. По одежде-таки решили, что дети будут в путешествии в форме, дабы не разорять и без того разоряемых родителей на одежду новую, а заодно и снизить уровень шума в гостинице и избежать показа мод в номерах. А вот фотоаппараты после долгих мучений решили-таки разрешить, но провели воспитательную работу со школьниками, и попросили родителей тоже провести воспитательную работу. Кроме собственно переживаний по поводу ценности и возможности поломки фотоаппаратов учителя волновались по поводу того, что фотографии могут попасть в интернет.

С собой сказали дать детям до 15000 иен на входные билеты и частично еду. Частично - потому как частично их будут кормить. Итого стоимость поездки на три дня превышает 1000 долларов. Мне не жалко денег, мне жалко, что за эти деньги ребенок поедет в Токио, который он уже более-менее знает. Утешаю себя тем, что у них будут экскурсии туда, где мы еще не были: на производства, в парламент и в "Такарадзука". Ну и опять таки - какая разница, куда, если толпой и весело.

Сотовые, конечно же, с собой брать не разрешается. Чтобы родители тоже проследили за детьми (которые порой стремятся телефон с собой потащить), нам была рассказана ужасная история о девочке, которая взяла с собой сотовый телефон. Учителя про этот телефон не узнали, но остальные знали и на девочку зло затаили. А потом весь оставшийся год простить ей этого не могли. Опять таки, ужас-ужас.

Выпускной в японской младшей школе

http://s017.radikal.ru/i435/1111/78/b935cc0b54fb.jpg

Кружки и секции в японской школе

Средняя школа быстро поставила ребенка перед сложной жизненной дилемой: в школе есть куча кружков, где школьники занимаются почти каждый день после уроков, а где-то даже и по субботам. Но выбрать из всех кружков надо либо один спортивный, либо два творческих. Другие варианты не рассматриваются даже в виде исключения. Каждый кружок стремится затянуть к себе как можно больше первоклашек, для чего устраиваются показательные занятия, предлагается попробовать позаниматься вместе, все это очень ярко и завлекательно.

Ребенок еще до выпускного из младшей школы знал, что пойдет в кружок кэндо, даже когда мы школу выбирали, он первым делом поинтересовался, есть ли там кэндо. На экскурсию в другие кружки он пошел только потому, что так надо. И угораздило его попасть в кружок рисования. Как ему там понравилось: и как сэнсэй рисует, и как умеют рисовать старшеклассники, и как ему самому предложили порисовать. А кружок рисования не совместим с кружком кэндо. Совсем. Ну никак просто. И просят решить сразу на три года вперед, хотя поменять, конечно, можно будет потом, но в этом случае, как говорится, "осадок-то останется".

Вот такая дилемма. Ребенок попробовал пообщаться с учителями, попросить сделать исключение, но правила в Японии - вещь совершенно не гибкая, так что я подписала ему бумагу на участие к кружке кэндо, и озадачилась поиском городских кружков рисования.

О школьных каникулах

Учебный год в Японии начинается в апреле, а экзамены школьники сдают в марте.

Летние каникулы длятся с 25 июля по 31 августа. Это значит, что в школу ребенок ходит с понедельника по пятницу с 8 до 12 часов — на занятия по кэндо. Оставшегося после секции времени должно хватать на домашнее задание на лето, которое по всем предметам расписано на каждый день. Чтобы детям лучше училось, школа заботливо предлагает приходить заниматься в библиотеке - там кондиционер, то есть спасение от жары, тишина и покой. Учись сколько влезет. 25 августа надо прийти в школу для самостоятельной проверки своих ответов: в школе их будет ждать листок с правильными ответами, а 31 августа - за день до начала уроков - надо прийти в школу для того, чтобы написать тест по домашнему заданию на каникулах: будут проверять, действительно ли ребенок все выучил.

2

Задание на лето: как проводят каникулы японские школьники

Школьные каникулы в ЯпонииПоскольку ребенок в этом году пошел в первый класс средней школы, окончание лета в этом году ощутилось особенно остро: на этой неделе надо было сдать готовое домашнее задание на лето, и ребенок за день до часа «Х» изо всех сил доделывал все до поздней ночи, пока совсем не утомился, а потом еще утром рано встал доделывать. Но успел все сдать в назначенный срок. К назначенному сроку надо было сдать прежде всего большую тетрадь "САма: скУ:ру", то есть "школа на лето" (эти задания, я так поняла, одинаковые для всех учеников первых классов средней школы Тоямы, а то и всей Японии), а также целую кучу других заданий, которые придумали учителя каждый по своему предмету. Эти задания отличаются в каждой школе и ограничены, наверное, только фантазией учителя и правом директора одобрить или отклонить. В результате помимо 100-страничной "Школы на лето" (бодрящее такое название, вы не находите?) дети получали целую пачку разноплановых заданий. Мне посчастливилось познакомиться с заданиями двух разных школ, и теперь спешу делиться идеями учителей:

- по домоводству: кормить семью с утра до вечера в течение одного дня, то есть приготовить на всех завтрак, обед и ужин, заснять процесс и результат, а потом оформить это в отчет. Не могу сказать, что после такого опыта ребенок у нас сможет регулярно семью кормить, но все же такая практика (и особенно - письменное документирование процесса потом) подводит к мысли, что готовить можно и самому, и даже не только для себя.

- по естественным наукам (такой предмет, где

Свернутый текст

и физика, и химия, и биология в кучу собраны): провести эксперимент по пройденным за 4 месяца темам, самостоятельно поставив себе задачу, зафиксировав процесс и описав потом все это в виде отчета на 10 страниц с фотографиями.

- по социологии (обществоведению?): тетрадь из листов 20 с вопросами для самостоятельного исследования (посредством интернета) истории Тоямы, ну и вообще ряда исторических моментов.

- по уроку творчества: нарисовать плакат на заданную тему. Темы были самые разные: и про пожарную безопасность, и про экологию, и про домашний уют, и даже про то, что воровать в магазинах по мелочи - это все равно плохо. Выбрать надо было одну, и нарисовать с учетом заданных параметров (для разных тем параметры разные были).

- еще по уроку творчества: сходить в музей искусств и описать, какие произведения и чьи посмотрели да какие произведения эти оставили впечатления, мысли да размышления.

- по музыке: прослушать разные произведения разных жанров и написать небольшое сочинение.

- по естественным наукам: провести какое-нибудь наблюдение или (далее буквально цитирую): "дать себе повод гордиться тем, что прочитал целиком какую-нибудь научную книгу".

- по социологии (обществоведению?): взять три интервью на тему "работа": спросить у интервьюируемого человека, где и кем он работает, почему выбрал эту профессию (работу), что в его работе интересного и т.д.

- по физкультуре (опять-таки - цитирую): заботиться о своем здоровье и вести здоровый образ жизни в течение всех каникул. Да, это такое задание на лето.

- просто общее задание: вести дневник каждый день вкратце, при этом в каждой неделе выбирать по два дня, которые подробно описываются (ребенок описывал те дни, когда мы куда-нибудь ездили в путешествие).

- по японскому языку: сочинение. Темы были разные: по прочитанным произведениям либо о насущных проблемах общества, таких как вопросы интернационализации, глобального потепления, ролей мужчин и женщин в обществе. К слову сказать, ребенок собирался писать про экологию, но при внимательном прочтении выбрал про мужчин и женщин: если объем для всех остальных был 3-4 листа по 400 знаков, то по этой теме можно было только 2 таких листа написать. Прочитать я не успела, так как сочинение было оставлено на последний момент и дописывалось самым последним.

Кроме того, по некоторым предметам были просто тетрадки дополнительных заданий: в нашей школе по английскому и японскому, в другой - по математике.

Самым положительным моментом мне кажется вывод ребенка, что надо порядок в рюкзаке все же каждый день после школы наводить. С решением его я совершенно согласна, но только боюсь, что данные себе в период "горящих сроков" обещания в спокойной обстановке сложнее сдерживать. Ох, сколько обещаний давалось нами самим себе в период сессии в университете! И сколько из них потом не было никаких сил и возможностей сдержать.

В общем, каникулы (слово "отдых" написать у меня рука не поднимается) у ребенка заканчиваются, и мне даже кажется, что с началом учебы у него даже чуть больше свободного времени будет.

3

Школа в Японии: отчет о проделанной работе

В октябре в школе проходит отчетный концерт. В младшей школе малыши рассказывали сказку, второклассники играли на музыкальных инструментах, третий класс пел хором, четвероклассники рассказывали - и немного показывали - историю, пятый класс показывал шоу по легкой атлетике, а шестой - полноценный спектакль, причем это распределение было стабильно, поэтому дети проходят "все стадии". В средней школе было нечто совсем иное: называлось это примерно так: "Отчет о культурно-творческой деятельности". Этот отчет включал в себя:

    конкурс хоровых выступлений,
    выставку каллиграфических работ и рисунков,
    фотовыставку школьных мероприятий,
    выступления школьного духового оркестра,
    чайную церемонию (отчетно-показательную для школьного кружка чайной церемонии),
    и, чтобы родителям было не скучно, - распродажи всякой домашней мелочевки, овощей и печенья.

Свернутый текст

Конкурс хоровых выступлений проходил следующим образом: в начале первоклассники все вместе спели песню, потом каждый из пяти первых классов спел на сцене по одной песне, затем хором пели второклассники, затем они же по классам со сцены, потом был перерыв на 20 минут и аналогичное выступление третьих классов. Интересно, что первые классы пели очень тихо; второклассники пели громче и понятнее, а третьи классы разве что шоу из своих выступлений не устроили, пели ярко, выделяя голосом эмоции. А дирижер одного из третьих классов так дирижировал, что я смотрела на его движения, не отрывая взгляда, как завороженная.

http://s002.radikal.ru/i198/1111/8c/97d6d4d355b2.jpg

Концерт в японской школе

К слову сказать, дирижировали и аккомпанировали тоже сами же школьники. Я спросила у ребенка, как выбирали дирижера, он сказал, голосованием из тех, кто самовыдвинулся. "А того, кто на пианино вам играть будет?" - "Тоже голосованием выбирали из тех, кто у нас в классе умеет играть на пианино". - "И много у вас таких, кто умеет?" - "Человека четыре". И так в каждом классе. Играли, к слову сказать, довольно сложные вещи.

После того, как все окончили петь, главное жюри собрало листы голосования членов жюри из числа школьников же (было по одному представителю от каждого класса), и всех отпустили на обед. Обед заранее заказывался: каждому выдали такой специальный бланк заказа с разделами "суси", "булочки", "сладости", "напитки". Мы дома этот бланк заполнили, а потом в школе выдали талоны для родителей, а для детей еду приносили прямо в класс в виде поименованных пакетиков. Вооружившись талонами, пошла я к месту их обмена на еду, совмещенного с небольшой барахолкой. Еще месяц назад всех родителей попросили передать с детьми или же самостоятельно принести в школу для этой барахолки ненужные дома вещи. Я поскребла по сусекам (у нас, надо признаться, ненужных вещей особо нет, может быть, потому что недостаточно долго мы живем тут, может быть, потому что нам не дарят особо ненужные вещи, может быть, просто в силу о плюшкинизма - не знаю), наскребла на сумку всякой мелочёвки. В школе все это разделили, проценили и продавали за весьма скромные деньги весьма полезные вещи. Так я за 20 иен (6 рублей) стала счастливой обладательницей двух кружек с изображением сусей да с подписанными их названиями по-японски и по-английски.

Осчастливившись в итоге сумкой очень полезных в хозяйстве вещей за весьма символические деньги, я задумалась над сутью всего происходящего да поняла, что это такой забавный способ дарить школе деньги: принести ненужные вещи, чтобы потом купить нужные, а деньги отдать школе. И вот я лично уложилась в 400 иен, а кто-то и на пару тысяч набрал. В школе пять первых и третьих классов, четыре вторых. В каждом классе порядка 30 человек. 14*30=420 человек. Даже если придет покупать только половина, это уже 210 человек, если они в среднем по 500 иен заплатят, это уже 105 000 иен (чуть меньше тысячи долларов). И все довольны: и те, кто от ненужных вещей избавился; и те, кто что-то нужное прикупил за десятую часть их цены; и собственно получатель денег - школа.

Потом пошла отоваривать талоны, где меня ждал сюрприз: то, что в заказе значилось как "якисоба" (лапша, жаренная с мясом), оказалось ... булочкой с якисобой. Внимательно посмотрев в бланк заказа, я обнаружила, что "якисоба" было записано в разделе "булки", и - я так понимаю - любому нормальному японцу понятно, что это будет не просто якисоба, а булочка с якисобой (да-да, все верно: это булочка с начинкой из лапши).

В 12 часов начиналась чайная церемония, на которую мы с ребенком договорились сходить. Сходили. Было вкусно и интересно, но особо сказать нечего: школьная чайная церемония как школьная чайная церемония.

Потом я еще побродила по школе, купила фотографию ребенка со спортивных соревнований, поудивлялась сочиненным школьниками стихам на английском (все-таки понятие "стихотворения" в европейских языках и в японском совсем-совсем разное), порадовалась не только содержанию, но и оформлению (обратите внимание на надпись под российским флагом):

http://s013.radikal.ru/i323/1111/45/dae273327299.jpg

Потом заглянула посмотреть отчеты по проведенному первоклассниками летом исследованиям на свободную тему, там меня порадовало пошаговое наблюдение "в какой жидкости цветочки раньше загнутся" (сформулировано это было иначе, но по содержанию получалось именно так):

http://i026.radikal.ru/1111/ef/4ccba0c9043e.jpg

Но самое интересное - это отчет о художественном творчестве. Я знала, что первоклассники (12-13 лет) рисовали "мир через овощи", для чего в школу каждый принес свой любимый овощ, их там разрезали, рассматривали, как оно устроено. А потом рисовали в свободном стиле. В общем-то, как я понимаю, ничего особо удивительного, с точки зрения японцев, дети не нарисовали, но я стояла разинув рот от удивления. Потом стала все это фотографировать, а затем пошла смотреть, что выставлено у вторых (13-14 лет) и третьих (14-15 лет) классов. И совсем поразилась: второклассники рисовали некое понятие, явление окружающего мира, а третьеклассники - трехмерность мира. В общем, рассказывать об этом смысла нет, смотрите.

Овощи и фрукты первоклассников:

http://s017.radikal.ru/i419/1111/b3/18eed88787ca.jpg

Работы японских школьников

Это - второй класс.
На этой изображено (сверху вниз слева направо): разрушение, защищать, скорость, Earth; планета Земля, погода, гром; рай - ад, полет, облака:

http://s017.radikal.ru/i427/1111/07/94df1607a842.jpg

А это уже третий класс.
Обращаю ваше внимание на белого кролика:

http://s017.radikal.ru/i434/1111/b8/f014e3a2a075.jpg

А вам бы хотелось, чтобы в школе у вашего ребенка было что-то подобное?

4

В английских школах разрешили телесные наказания
В школах Англии разрешили телесные наказанияВ английских школах разрешили телесные наказания. Такое решение приняло министерство образования Великобритании.

Телесные наказания в общественных школах Англии были полностью запрещены еще в 1986 году. Но теперь британские ученики снова рискуют получить ремня вместо нравоучительной беседы за шалости.

Такую идею правительство и министерство образования Соединенного Королевства одобрили потому, что современные школьники совершенно распоясались, чувствуя свою безнаказанность. Они все чаще стали нападать на других учеников, и даже на учителей. Грубо и панибратски общаться с педагогами: около 40% учителей испытали на себе унижение со стороны подростков. Не говоря уже про тех, кто на уроках слушает плеер, играет с телефоном или просто читает журнал.

Теперь вольности закончились. Консервативная партия, которая сейчас стоит у власти в Англии , отменила запрет на физические наказания для школьников, чтобы повысить в учебных заведениях дисциплину и авторитет педагога.


Вы здесь » МАМА plus » Школа » Особенности зарубежных школ>>