Хочу поговорить о тех, кто в храмах служит.. О их поведении и о нашем к ним обращении.. Как себя вести? И прочее..
И разные истории из церкви..
Церковь и батюшки
Эти понятия не разделимы. Церкви не может быть без священников, так же, как священников без Церкви. Церковь управляется не сама по себе. Небесная Церковь управляется Господом нашим Иисусом Христом и Небесной Иерархией, о которой можно почитать у святых отцов. Земная Церковь управляется так же, Христом и земной иерархией, в которую входят патриархи, епископы, пресвитеры, диаконы, клир и причет церковный. Все Священное Писание пропитано строгой иерархией. Никакой демократии и равноправия от роду не было, кроме одного права для всех, быть с Богом.
В Небесном Царстве все заняты своим делом, каждый на своем месте. Ангельские чины с самого начала, тоже имеют свои ступени и служение в этой иерархии. Во всем царственное и патриархальное начало. И все довольны, пребывая в мире и совершенстве. Это Божий Закон. И кто его нарушает, тот преступник перед Богом. Таким стал сатана, захотевший равных прав с Богом и даже больше, стать выше Него. Преступник и противник Бога. Первый демократ. Первый нарушитель Иерархии. Затем отпали от Бога, уже люди, Адам и Ева, соблазнившись обещаниями сатаны стать как боги. Что из этого вышло, мы прекрасно видим. Именно, диавол, конечно по попущению Божию, через падших людей, управляет нашим, падшим, безбожным миром. Единственные, оставшиеся, островки Царства Божиего в нем, там, где еще сохраняется Богом установленная иерархия, это православные храмы, и вся Православная Церковь в целом.
Народ Божий, царственное священство, так называл первых христиан Апостол Павел в первый век христианства. Но сейчас к этому царственному священству, вряд ли можно отнести всех, кто называет себя православными. Скорее единицы. Слишком далек образ современного крещеного человека от первых христиан. Этот образ сохраняется сейчас, пожалуй, в какой - то мере, в православных батюшках, да в тех немногих, кто посвятил себя служению Богу.
Современное, новозаветное священство началось с того момента, когда Иисус Христос призвал первых своих учеников(Ев. Мф. 4 гл:18 – 21). Затем избрал апостолов и послал их на проповедь, благовествовать о том, что приблизилось Царство Небесное(Ев. Мф. 10 гл). И затем основал Церковь, в тот момент, когда на апостолов снизошел Святой Дух и они стали способны говорить на разных языках и получили духовные дары благодатной проповеди и др. (Деян. 2 гл). Апостолы, через некоторое время, начали рукополагать епископов и пресвитеров, для управления Церковью и совершения таинств и все это продолжается до нынешнего времени. И как обещал Господь, будет продолжаться до скончания века. «Ты - Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее»(Ев. Мф. 16; 18). Да, современные батюшки, как и все мы, далеки от совершенства, но именно они во главе с епископами и Святейшим Патриархом сохраняют Церковь. Сберегают в неповрежденном виде Святую Православную Веру, переданную нам Христом через апостолов и святых отцов. Именно, православные батюшки берут на свои плечи тяжелейший груз духовного окормления нашего больного неверием, пьянством, блудом, сквернословием, завистью, наполненного злобой и отчаянием многострадального народа. Они, батюшки, живут Церковью и живут в Церкви. Но, зачем мы все это пишем?
Очень часто, в последнее время, от некоторой части людей, раздаются обвинения в сторону Православной Церкви и священства, то в замшелости, то в продажности и корыстолюбии. Думается, что все это происходит из - за нарастающей в мире сатанинской злобы к православию, а также непонимания того, что есть церковная жизнь вообще, и что в ней значит батюшка, в частности. Ведь, все нападки на Церковь происходят, в основном, от людей не церковных, а около церковных, или вообще не имеющих к ней никакого отношения.
Православная Церковь, это образ Царства Божиего на земле, сообщество верующих людей, старающихся, подчеркнем, не живущих, а старающихся жить по православным канонам, где священство выполняет функции служителей Господа нашего Иисуса Христа и несет в себе Его образ. Целуя руку батюшке, мы целуем руку Христа. Исповедуя свой грех батюшке на исповеди, мы исповедуемся перед Христом. В этом глубочайший смысл смирения, послушания и любви. Через священников совершаются церковные Таинства, ведущие православных людей к спасению и вечной жизни с Богом.
Под спасением Православная Церковь подразумевает, сначала, спасение души, затем всеобщее воскресение в обновленных телах и окончательное воссоединение с Богом в Его Небесном Царстве, той части человечества, которая будет способна принять это Царство Бога. А принять Его смогут, только люди, уверовавшие во Христа, Его благую весть и чистые сердцем. Как очистить сердце, как стать Христовым, учит нас Евангелие, Святые отцы и все учение Церкви о спасении. Это же учение преподают нам наши современные батюшки за богослужениями, в проповедях, наставлениях на исповеди и в беседах. Но, самое главное, как отмечалось выше, батюшки преподают нам Святые Таинства. Тело и Кровь Христовы. За каждой литургией (службой совершаемой в храмах утром) совершается Евхаристия (благодарение Богу) и за ней православные христиане принимают настоящие Тело и Кровь Христовы, под видом хлеба и вина. Об этих Великих Таинствах разговор отдельный, но здесь мы говорим о Них, потому, что эти Таинства могут совершаться только через священников. Для этого они и поставлены в Церкви. Это часть священной Церковной иерархии, которая дана Господом сначала апостолам, а через них и всему священству через рукоположение. Недаром говорят, не назначили, а рукоположили: в диаконы, в пресвитеры и т. д.
Рукоположение, это, кстати, тоже Таинство. Но его уже совершают епископы, более высшие чины по Церковной иерархии. Кроме этого существуют и другие таинства, которые могут совершаться только через священников. Не священники совершают таинства, а через них, через видимое священно действо батюшек, Господь совершает невидимые таинства. Например: миропомазание (крещение от Духа Святого), соборование (исцеление духовных и телесных недугов), исповедь (отпущение грехов) и другие. Обо всем этом написано в Евангелии и других книгах нового Завета, а также творениях святых отцов. Беда в том, что мы их не читаем. Вот и не знаем своей веры. Обвиняем Церковь, священство, а в чем не понимаем. Вернемся к разговору о корысти и продажности. В чем они выражаются исходя из всего выше сказанного? В том, что в церкви совершаются богослужения и Таинства? Глупости. В том, что за Таинства берутся деньги? Тем более глупости. Все Таинства, а тем более исповеди и причастия совершаются совершенно бесплатно, мало того, если бы за них брались деньги, это был бы страшный грех. Есть добровольные пожертвования за, например: освящение машины, или жилища, за крещение, за венчание, отпевание, примерные размеры которых, в разных приходах, разные. Их устанавливает настоятель в зависимости от нужд храма. Пожертвования прихожане вносят на строительство храма, на его содержание, на выпуск приходской газеты, на свечи, на содержание служащих, в том числе и священников. Но, все это прописано в Уставе Православной Церкви и в приходских уставах. Мало того, есть такая традиция. Когда, например, создается приход, а приход создается, только по инициативе жителей, в каком – нибудь городе, или деревне. Приезжает епископ, или благочинный (заместитель) на приходское собрание и спрашивает будущих прихожан: «А готовы ли вы батюшку с матушкой, да с детишками кормить и содержать храм?» Прихожане отвечают: «Готовы. Подавайте нам батюшку». «Ну, а раз готовы, значит, в ответе за них». – Только после этого дается: «Добро». Церковь у нас отделена от государства. Священники не имеют права заниматься коммерческой деятельностью. Их содержит Церковь, то есть сообщество людей – прихожан, или епархия (областное управление). Есть очень бедные приходы, особенно в селах, где, буквально, один батюшка, один прихожанин и все. Остальные, или уехали, или еще где. А батюшка на несколько сел один. Кого отпеть, кого повенчать, кого окрестить. Службы справлять надо. Хорошо если машина есть, да свой дом. А то мыкается по квартирам с семейством. Денег нет, доходов нет. Вот и подвиг. В городах, конечно, легче. В мегаполисах еще лучше. Но там и храмы, какие, и богослужения! Все богато украшено, купола золотом блестят, иконы писанные, в ризах позлащенных, парча, ткани дорогие! Ограды кованные, территория благоустроенна. Клумбы, цветы, а где и фонтаны. Где вы такое у сектантов видели? А священники, дай им Господь сил и здоровья. И пашут, и сеют с утра до ночи. Требы (отпевания, освящения квартир, соборования, венчания и т. д.), общественная деятельность, строительство, хозяйственные заботы, богослужения. Кроме этого своя семья, и еще, духовная работа над собой от которой ни кто не освобождал. Но и в этом умудряются обвинять Церковь и священство. Мол, такие деньги тратятся на эти храмы, а люди в нищете живут. А сами попы на иномарках разъезжают, да в коттеджах живут. Что здесь ответить? Все эти разговоры от неверия. Как мы уже писали выше, исходит это от неверующих людей. Нищета, ведь, она разная бывает. Есть нищета святая, та которой Русь святая всегда славилась. Святые юродивые, да блаженные, например, которые копеечку собирали на паперти, да таким же нищим раздавали. Есть и другая нищета, но о ней мы говорить не будем. Оглядимся вокруг. Сколько ездит по дорогам дорогих иномарок - миллионы. Сколько красивых, дорогих домов понастроено. В каждом городе десятки, сотни тысяч. И каждый строит для себя, для своей семьи, для временной земной жизни. И в этой заботе о себе и своих близких ни чего зазорного нет. Но, почему мы, тогда, обвиняем Церковь, которая строит богатые святые храмы из любви к Богу и для всех, без исключения людей, которые хотят к Нему прийти и приобщиться к вечной жизни? И, тем более, зачем мы обвиняем батюшек, которые за свое великое служение заслуживают, может быть, гораздо более того, что имеют? Если в более менее благополучном приходе находятся обеспеченный прихожанин, или прихожане, которые снабдят священника машиной и позаботятся о его земном благополучии, так что же в этом плохого? Будет батюшка в разные концы города, к чадам не на велосипеде, или автобусах добираться, а на своем, личном, транспорте. И пусть это будет «Мерседес», а не старое «Жигули». Впрочем, кто знает жизнь священника не понаслышке, тому и в голову не придет подозревать священника в корыстолюбии, или чем – то подобном.
Везде есть исключения. В земной Церкви, как и в любой другой земной организации, где собираются грешные люди (люди, грешны все, без исключения, в том числе и в Церкви), есть свои особенности, недостатки и проблемы. Есть и те, кто пытается использовать Церковь в своих, личных и может быть, корыстных интересах. Есть злые, раздражительные, скупые, в общем разные. Но, на, то они и исключения из правила. А правило таково. Церковь свята. Свята, Господом Богом Иисусом Христом. Поэтому Церковь, несравненно, отличается от всего человеческого общества уровнем нравственности и духовности. Без Церкви не может быть спасения. Потому, что кто хочет спастись, должен войти в Церковь. Ибо Церковь, это и есть Царство Божие. На земле это Царство воинствующее. Так, как воюет с грехом. На Небесах Царство блаженное. И только святые могут быть в Царстве Святых. Поэтому, каждый должен стараться достигнуть этой святости в той мере, в которой ему дано. Покаянием, добродетельной жизнью, но, прежде всего верой. Кому больше дано, с того больше и спроситься. Кому меньше дано, тот меньше и бит будет. В Царствии Небесном обителей много, и для менее преуспевших, и для больших в добродетели. И пока в Православной Церкви, сохраняется богом установленный порядок, иерархия, жива вера, стоят храмы, и есть православные батюшки и прихожане, монастыри, до тех пор жива Святая Русь, до тех пор открыт самый верный путь в царство Божие, через Святую Веру Православную.Олег Рыжков