Из истории мёда
«B меде природа предоставила нам один из драгоценнейших своих даров, значение которого для человеческого организма в настоящее время слишком недостаточно познано или очень слабо познается».
Е. ЦАНДЕР
Мед — еда фараонов
Палеонтологические и археологические исследования показали, что пчелы существовали уже в третичном периоде, то есть примерно за 56 миллионов лет до появления первобытного человека.
На основании сохранившихся памятников древней культуры можно предположить, что первобытный человек охотился за медом как за вкусным и питательным продуктом. Наиболее древний памятник, изображающий добычу меда человеком, найден возле Валенсии (Испания), и он относится к каменному веку. На камне сохранилось изображение человека в окружении пчел, извлекающего мед. В египетских пирамидах были найдены сведения об использовании меда как продукта питания и лечебного средства.
В самом древнем медицинском папирусе, написанном 3500 лет назад, уже указывалось, что мед хорошо принимать в виде лекарства при ранах, «чтобы вызвать мочеиспускание» и «как средство для облегчения желудка». В этом же папирусе находятся описания изнурительных заболеваний («ухет» и «заноройд» — особые виды опухолей), для лечения которых применялись лекарства, содержащие мед, а также примочки из меда. В другом древнеегипетском медицинском папирусе приводится много интересных сведений о лечении ран медом.
Добывание меда — старинный славянский промысел. Он назывался бортничеством, а люди, занимавшиеся им — бортниками.
Бортники берегли старые толстые деревья, в которых были дупла, и сами выдалбливали отверстия — борти, устраивая в них склады для медовых запасов.
Бортничество было нелегким занятием. Немало усилий, ловкости, труда требовалось от «древолаза». Ему приходилось забираться на высокие деревья, уметь «ладить» е пчелами, знать их нрав.
Торговля медом процветала в славянских землях так же, как и торговля мехами.
Древние мыслители о мёде
В Древней Греции мед считался ценнейшим даром природы. Греки полагали, что их боги бессмертны потому, что они питались так называемой пищей богов — амброзией, в состав которой входил мед. Они приносили богам в жертву фрукты, намазанные медом.
Около 3000 лет назад Гомер в «Илиаде» и «Одиссее» воспевал прекрасные свойства меда. В «Илиаде» он подробно рассказывает, как Агомеда готовила для греческих воинов освежающий медовый напиток — кикеон. Отец математики Пифагор утверждал, что достиг преклонного возраста — 90 лет — только потому, что постоянно употреблял в пищу мед.
Древнеримский поэт Овидий так высказывался о пище, которой должен питаться человек:
Чистая влага молочная в благовонные соты
Сладкого меда, что пахнет душистой травой, тмином
Не запрещается вам. Расточительно щедро все блага
Вам предлагает земля.
Выдающийся философ Демокрит, употреблявший в пищу мед, прожил долгую жизнь. На вопрос, как нужно жить, чтобы сохранить здоровье, Демокрит обычно отвечал, что «для этого нужно орошать внутренность медом, а наружность маслом».
Гениальный врач и мыслитель древности Гиппократ, живший примерно 2500 лет назад, успешно применял мед при лечении многих заболеваний, а также сам употреблял его в пищу. Он говорил: «Мед, принимаемый с другой пищей, питателен и дает хороший цвет лица». Легенда гласит, что на могиле Гиппократа поселился рой пчел, который изготовлял мед особого качества. Это якобы вызвало массовое паломничество на могилу Гиппократа за целебным медом.
Аристотель утверждал, что мед обладает какими-то особыми свойствами, способствующими укреплению здоровья и продлению жизни человека.
Юлий Цезарь, присутствуя на обеде у сенатора Полия Румилия, праздновавшего столетнюю годовщину своего рождения, спросил, какое средство употреблял он для поддержания силы тела и духа, на что получил ответ: «Внутрь мед, наружно масло».
Авиценна рекомендовал употреблять в пищу мед для продления жизни. Он говорил: «Если хочешь сохранить молодость, то обязательно кушай мед». Авиценна считал, что людям в возрасте свыше 45 лет необходимо систематически употреблять мед, особенно с толченым грецким орехом, содержащим много жиров.
Древние индусы приписывали меду разнообразные лечебные свойства. Применяемое ими лекарство «алтерантия», которое человеку «доставляло удовольствие» и «сохраняло юность», приготовлялось в основном из меда.
Ядовитый или Пьяный мёд
В историческом повествовании об отступлении греческих воинов из Малой Азии, древнегреческий полководец и писатель Ксенофонт Афинский подробно останавливается на эпизоде, когда воины, поевшие в Колхиде меда, заболели:
«Пчелиных ульев там было необычайно много, и все солдаты, которые ели сотовый мед, теряли сознание, заболевали рвотой и поносом; ни один из них не мог держаться на ногах. Те, что съели много, — как сумасшедшие, а несколько человек, казалось, были при смерти. На следующий день обнаружилось, что никто не умер и заболевшие пришли в себя в тот самый час, в какой потеряли сознание накануне, а на третий и четвертый день они поднялись, но чувствовали себя, как после приема лекарства».
В 1877 году ядовитый мед был обнаружен в долине Батуми, недалеко от тех мест, где произошел описанный случай. Пчеловоды этих районов были вынуждены использовать только воск, так как употребление в пищу меда вызывало головокружение, опьянение, и рвоту.
Ядовитые свойства меда приписывались большому количеству произрастающего в этих местах рододендрона, в нектаре которого был обнаружен глюкозид андромедотоксин.
Максим Горький в рассказе «Рождение человека» писал:
«А в дуплах старых буков и лип можно найти пьяный мед, который в древности едва не погубил солдат Помпея Великого, пьяной сладостью своей свалил с ног целый легион железных римлян; пчелы делают его из цветов лавра и азалии».
Можно было бы привести еще много примеров, которые убедительно доказывают, что вместе с нектаром ядовитых растений пчелы переносят ядовитые вещества в мед. Установлено, например, что мед, собранный пчелами с цветов азалии, аконита, андромеды и некоторых других растений, обладает ядовитыми свойствами. Причем сами пчелы ежегодно питаются этим ядовитым медом без всякого ущерба для себя.
Ядовитый мед называют также пьяным медом, так как у человека, поевшего его, появляются головокружение, тошнота, судороги, и он напоминает пьяного.
В литературе упоминаются также случаи, когда мед из нектара таких ядовитых растений, как белена, наперстянка, олеандр, болиголов и другие, оказывался безвредным для людей.
Подпись автора