Наталия Сац
Народная артистка СССР, Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и Государственных премий СССР
27-08-1903 — 18-12-1993
Меня часто спрашивают, как, когда у меня появилось чувство неодолимой потребности отдать все свои силы, опыт, любовь на создание первого театра оперы для детей… Вся моя жизнь какими-то крупицами готовила меня к этому, самому главному…
Маленькая девочка не может уснуть. Сквозь тонкую перегородку она слушает музыку: то стремительную, искрящуюся, словно пляска огня, то переливающуюся журчанием воды, то мерцающе — волшебную, будто появилась фея.
Это была музыка к знаменитому спектаклю Московского Художественного театра «Синяя птица». Ее сочинил известный композитор Илья Сац, отец девочки. «Но кто такая Синяя птица, папа?» — «Птица Счастья, только, говорят, поймать ее невозможно.» — «А я, когда вырасту, поймаю Синюю птицу!»
Девочка подросла. В 15 лет к ней обращались, как к взрослой — Наталия Ильинична, потому что она уже возглавила рожденный по ее инициативе первый в мире Детский театр (театр Моссовета, 1918г.).
«Матерью детских театров мира» называли Наталию Сац, человека легендарной судьбы и фантастических свершений. Московский театр для детей, Центральный детский, Первый ТЮЗ Казахстана обязаны Н. И. Сац своим рождением. Уже в 20-е годы она заявила о себе как выдающийся режиссер. Огромный успех у зрителей и прессы имели ее постановки для детей «Негритенок и обезьяна», «Про Дзюбу», «Золотой ключик», «Сережа Стрельцов» и др. Общепризнанным успехом пользовались и спектакли Н. И. Сац, осуществленные на больших оперных сценах мира, в том числе в творческом содружестве с всемирно известным дирижером Отто Клемперером, высоко ценившим ее творческую индивидуальность («Фальстаф» Дж. Верди в Кролль-опере, Берлин 1931, «Свадьба Фигаро» В. -А. Моцарта в театре «Колон», Буэнос-Айрес, 1931).
Начало 60-х годов… Остались позади годы сталинских лагерей и ссылок… Наталия Ильинична снова в Москве. И с необыкновенной фантастической энергией она борется за создание совершенно нового театра — детского музыкального. «Я поняла главное — за театр детской оперы надо бороться не только словами и статьями, но и звуками самой детской оперы» (Н. И. Сац). Не было здания. Практически не было опер и балетов для детей. Не было артистов, желающих и умеющих работать в таком театре… Но всем этим НЕ БЫЛО противостояли ЕЕ ВОЛЯ, ЕЕ ВЕРА, ЕЕ ЛЮБОВЬ К ДЕТЯМ. И они победили…
Премьеры, премьеры, премьеры… Большинство произведений, звучащих здесь, было создано и создается сегодня по инициативе и в тесном творческом содружестве театра, и прежде всего Н. И. Сац с современными композиторами: Т. Хренниковым, Д. Кабалевским, Э. Колмановским, В. Рубиным, Ш. Чалаевым, М. Раухвергером, М. Минковым, А. Чайковским, А. Флярковским, Э. Хагагортяном, Е. Подгайцем, И. Якушенко, Я. Солодухо и многими другими.
Синяя птица… Птица счастья… По предложению Наталии Ильиничны она стала символом театра. И не случайно Птица Счастья распростерла свои крылья над зданием Детского музыкального театра имени Наталии Сац.