Важный момент - кто выбирает, оплачивает и доставляет расходные материалы и инструменты. Некоторые недобросовестные подрядчики, получив от заказчика аванс, наваривают на закупках немалые деньги. Договорившись с продавцами стройматериалов, отчитываются перед заказчиком липовыми накладными и чеками, при этом нередко завышая расход материалов и инструмента.
Мораль: контроль должен быть постоянный. И никаких предоплат за несделанные работы (ремонтники могут просто уйти в загул). Оплата - по факту за выполненные и принятые по объему и по качеству работы.
Что надо знать о смете
Смета на ремонт может быть твердой или приблизительной. В первом случае подрядчик не вправе требовать ее увеличения, даже если возникнет необходимость дополнительных работ, предусмотреть которые было невозможно при заключении договора (скажем, вы заказали новое покрытие для полов, а при снятии старого обнаружились дыры, которые как-то надо залатать).
Только при существенном возрастании стоимости материалов и оборудования подрядчик имеет право потребовать повышения твердой сметы. А вы имеете право отказаться от дальнейших работ, оплатив фирме уже оказанные услуги.
Обратите внимание: подрядчик не вправе втихую существенно увеличивать расходы и по приблизительной смете! Если понадобятся дорогостоящие дополнительные работы, фирма обязана письменно предупредить о них и получить ваше согласие. Иначе вы будете вправе оплатить труды подрядчика в пределах суммы, изначально предусмотренной в приблизительной смете.
Советы бывалых
1. Никогда не нанимайте для ремонта родственников. Перессоритесь напрочь. С чужими людьми легче договориться или высказать претензии.
2. В бригаде должно быть как минимум три человека - электрик, сантехник и штукатур-маляр. Это необходимый набор специалистов, которые, по идее, могут справиться со всем объемом работ. Если специалистов больше, то и денег с вас возьмут больше.
3. Если нанимаете бригаду по рекомендации знакомых, посмотрите пару квартир, которые ими отремонтированы. Тогда у вас будет представление о добросовестности бригады и качестве их работы.
Конечно, лучше нанять еще и дизайнера, который не просто нарисует вам макет будущего жилища, но и подберет материалы для ремонта. Это дорогое удовольствие, но иногда стоит того.
Кстати: Нелишним будет поинтересоваться религией своих рабочих. Случай из жизни: нанятые ремонтники оказались евангелистами, которые не работают в выходные - для них это священные дни. А поскольку работающие хозяева могли приезжать посмотреть, что происходит в их квартире, только в выходные, «религиозный вопрос» стал причиной многих недоразумений. Высказать свои пожелания или претензии рабочим оказалось делом затруднительным.
Письмо в тему
"Мы наняли рабочих сделать ремонт в квартире. Договор не заключали, они частные лица. Я описала объем работ, попросила примерно оценить. Они сказали, что стоимость будет от 1500 до 1800 долларов максимум (то есть около 50 тысяч рублей).
Они дали мне прайс-лист со стоимостью строительных отделочных работ. Сейчас ремонт идет к концу, и они выставляют счет уже на 100 тысяч рублей. Мы на такую сумму, естественно, не рассчитывали. Как нам сейчас быть? Могут ли они судиться с нами, если мы рассчитаемся с ними не полностью? Юля".
Как найти управу на частников?
Сделки граждан между собой на сумму, превышающую не менее чем в 10 раз установленный законом МРОТ (ст. 161 Гражданского кодекса РФ), должны совершаться в письменной форме. В соответствии с п. 1 ст. 162 ГК РФ несоблюдение простой письменной формы сделки лишает стороны права в случае спора ссылаться в подтверждение сделки и ее условий на свидетельские показания, но не лишает их права приводить письменные и другие доказательства.
Если у вас имеются на руках какие-либо письменные доказательства первоначальных расчетов, то вы можете оспорить предъявленный вам со стороны подрядчиков иск.
Разрешать ли жить в ремонтируемой квартире
Фирма-подрядчик может устроить следующие подставы:
1. Взять деньги, не заплатить рабочим и оставить вас с ними один на один.
В таких случаях лучше прибегать к помощи милиции, поскольку нередко обманутые исполнители работ угрожают разрушить построенное. Подтверждением того, что вы уже заплатили за работу, является квитанция с печатью фирмы или индивидуального предпринимателя-подрядчика.
Не соглашайтесь отдавать деньги в обмен на расписку, которую дает от своего имени кто-либо из сотрудников подрядчика! В подобных случаях фирмы потом нередко заявляют, что с этим человеком у вас личные счеты, а за работы по договору деньги не уплачены.
2. Заселить к вам иногородних (иностранных) гастарбайтеров, не имеющих регистрации.
За предоставление своей квартиры для проживания лицам, не имеющим регистрации, Кодекс об административных правонарушениях грозит штрафом (на сегодня - до 4000 рублей). Причем штраф может взиматься неоднократно - до тех пор, пока вы не зарегистрируете рабочих либо не выселите их.
Поэтому, решаясь на ремонт с проживанием исполнителей на объектах, проверяйте, есть ли у рабочих регистрация.
Как грамотно предъявить претензии
Ольга решила подремонтировать бабушкину квартиру, полученную по наследству. Наняла ремонтную бригаду из солидной компании, заключила договор, заплатила аванс и со спокойной душой отправилась в отпуск.
По возвращении ее встретило немало сюрпризов: щели между оконной рамой и подоконником, неровные потолки на кухне и в коридоре, отходящие полотнища обоев, плохо покрашенная оконная рама на кухне, криво уложенная плитка.
Кроме того, неторопливые мастера, как выяснилось, еще даже не приступали к укладке паркетной доски, установке плинтусов, подвесных потолков и не задумывались об условленной в договоре отделке туалета. В общем, первым желанием Ольги было срочно вызвать еще одну ремонтную бригаду, чтобы устранить последствия «мастерства»нанятых работников.
Однако юристы посоветовали не поддаваться эмоциям, а грамотно предъявить претензию халтурщикам.
На что имеет право заказчик:
1. При обнаружении недостатков выполненной работы потребитель вправе предъявить требование об их безвозмездном устранении на основании ст. 29 Закона РФ «О защите прав потребителей». Это требование должно быть выполнено в разумный срок, назначенный заказчиком ремонта (ст. 30 Закона).
Так, Ольге юристы посоветовали выделить работникам 10 дней.
2. В случае нарушения сроков исполнитель уплачивает потребителю неустойку в размере 3% от стоимости работ за каждый день просрочки.
Это правило применяется как при затягивании изначально установленных сроков работ (в нашем случае - если Ольге не успеют вовремя уложить плитку, установить плинтусы и т. п.), так и при нарушении сроков для устранения недостатков (см. пункт 1).
3. Кроме того, заказчик-потребитель вправе требовать возмещения всех убытков, причиненных недостатками произведенных работ.
К ним, в частности, можно отнести стоимость обоев, которые придется клеить заново, испорченной плитки и прочих стройматериалов.
На заметку: Не экономьте на дизайн-проекте
Специалисты строительных фирм говорят, что тесное сотрудничество заказчика, строителя и квалифицированного инженера очень важно перед ремонтом. Если хозяин квартиры не профессиональный строитель-отделочник, он не сможет самостоятельно оценить объем работ. А позже проверить технологические этапы ремонта, особенно подведение электропроводки, разводки отопительных и водопроводных труб.
Практика показывает, что чем раньше заказчик подключает себе в помощь независимого эксперта - строителя-дизайнера, тем проще и лучше. Хоть и не дешевле.
Дизайн-проект - это не только красивая оформительская часть, но прежде всего инженерно-техническая. Начинать ремонт с составления сметы - не самый правильный вариант. Ведь уровни компетентности сторон очень сильно различаются, а это дает возможность недобросовестным подрядчикам для разного рода ухищрений и злоупотреблений.
Благодарим за содействие в подготовке публикации заместителя председателя Московского общества защиты потребителей Антона Недзвецкого.