Эксперты: Новый регламент не заставит гаишников вылезти из кустов
Министерство внутренних дел внесло изменения в административный регламент по работе дорожно-патрульной службы. По новым правилам, сотрудникам ДПС запрещено останавливать водителей на неосвещенных участках дороги в темное время суток. Не разрешается и прятать патрульную машину от автомобилистов - она должна стоять на виду. Эксперты считают, что нововведения не улучшат ситуацию на дорогах: гаишники будут продолжать брать взятки, а водители – нарушать правила.
Опубликованы поправки в регламент работы ДПС. В документе прописано, кто, как и за что может останавливать водителя на дороге. По новым правилам, при контроле за дорожным движением автомобиль ГИБДД со спецокраской должен стоять таким образом, чтобы все его видели и могли предотвратить нарушение. Если инспекторы скрывают окраску или спецсигналы - это нарушение административного регламента.
В темное время суток и в условиях ограниченной видимости сотрудники ДПС должны нести службу на освещенных участках дороги и иметь при себе светящийся жезл и светоотражающее снаряжение. Стоит заметить, что скрываться от водительских взоров гаишникам разрешается при условии, что контроль осуществляется средствами фотовидеофиксации нарушений.
При контроле инспектор вправе открыть багажник, который может загородить вид на спецокраску и спецсигналы машины только в том случае, если прибор у него установлен в багажнике. И то только если этот прибор работает в автоматическом режиме. Если же контроль за дорогой ведет наряд на патрульном автомобиле без спецокраски, то останавливать нарушителя он не может.
Также регламент сильно поправили в той части, которая касается водителей с должностью - следователей СКП, работников прокуратуры и судей. Теперь гаишник не имеет права оформить на них протокол, направить на медосвидетельствование и прочие подобные мелочи. Он должен сообщить дежурному и составить рапорт своему руководству. В случае если кто-то из вышеуказанных лиц нетрезв, то задача автоинспектора принять меры, чтобы этот водитель дальше не поехал за рулем. Каким образом это сделать - не расписывается.
Несмотря на множество поправок, новый регламент ничего нового не привнес. Ситуация на дорогах не улучшится, коррупция среди сотрудников ГИБДД не исчезнет. Такое мнение в беседе с корреспондентом «БалтИнфо» высказал координатор Товарищества инициативных граждан России (ТИГР) Дмитрий Шпейтельшпахер.
«Регламент всего лишь объединил закон о милиции и различные внутренние приказы ГИБДД, которые раньше были неизвестны общественности, - сказал Шпейтельшпахер. - Если гаишник захочет остановить водителя – он это сделает, независимо от того, на служебной он машине или нет. Скажет, что в городе объявлен план «перехват», или что есть информация об угоне остановленной машины».
Кроме того, поправки в регламент не исключили проблему «неприкасаемых» - сотрудники прокуратуры и других надзорных органов могут и дальше ездить за рулем в нетрезвом виде, отмечает координатор ТИГРа.
«Нужно ужесточать законодательство по отношению к прокурорам вплоть до уголовной ответственности за вождение в нетрезвом виде. У нас огромное количество ДТП происходит именно по их вине», - отмечает Шпейтельшпахер.
Собеседник агентства считает, что для улучшения ситуации необходимо изменить всю судебную систему. «Когда суд рассматривает административное правонарушение, то судья является одновременно обвинителем. Поэтому зачастую бывает сложно доказать невиновность водителя», - сказал эксперт.
Председатель «Комитета защиты прав автомобилистов» по Ленинградской области Павел Шеляпин также считает, что нововведения не повлияют на работу сотрудников ДПС.
«Кардинальных изменений в регламенте я не вижу, - сказал Шеляпин. – Инспектор сможет остановить водителя, ссылаясь на множество служебных документов, которые недоступны общественности. Сотрудник милиции обязан пресечь правонарушение, независимо от того, на какой машине он работает».
Кроме того, эксперт отмечает, что произвол гаишников усугубляет безграмотность водителей. «Сотрудники ДПС уверены, что закон в любом случае на их стороне. Им плевать на новые правила. Необразованность водителей играет им на руку», - сказал Шеляпин.
Адвокат по делам ДТП Владимир Гарнин в свою очередь отмечает, что новый регламент уменьшит коррупцию в милиции. «Водители будут заранее видеть сотрудников ДПС, не нарушать правила. Следовательно, у гаишников будет меньше оснований останавливать автомобилистов», - сказал адвокат.
Гарнин добавил, что «гаишники перестанут борзеть тогда, когда водители станут грамотными и выучат новый документ. Тогда, возможно, уменьшится и количество правонарушений», - добавил он.
Напомним, что последнее изменение законодательства, касающееся дорожной милиции, вступило в силу в сентябре прошлого года. Новый регламент МВД определяет порядок действий сотрудников ГИБДД и правила их поведения в разных ситуациях, начиная от приветствия водителю, заканчивая случаями, когда представляться не обязательно – например, при задержании убегающих нарушителей.
Сотруднику ГИБДД предписывается быть вежливым, тактичным и излагать свои намерения «в убедительной и понятной форме, исключая возможность ошибочного или двоякого их понимания, проявлять спокойствие и выдержку». Свое удостоверение сотрудник ГИБДД обязан предъявить по первому требованию водителя, однако в случае, если водитель пьян или создает «угрозу жизни и здоровью окружающих», этого можно и не делать.
Просматривая водительские документы, инспектору также следует быть внимательным. «Если в документ при передаче его сотруднику вложены деньги и другие ценные бумаги, необходимо вернуть документ гражданину и предложить владельцу передать документ без денег и ценных бумаг», - отмечается в регламенте. Материальные ценности, предметы и документы от автовладельца разрешено принимать лишь «для осуществления административных действий».
Кроме того, в новом регламенте указано, что снимать сотрудника ДПС на видеокамеру водитель может только в том случае, если данная запись будет использована при доказательстве незаконных действий сотрудника. Иначе необходимо согласие инспектора на съемку.
Отметим, в прошлом году за нарушение законности из органов внутренних дел был уволен 381 сотрудник ГИБДД, еще 6 тысяч привлечены к дисциплинарной ответственности. За девять месяцев текущего года контрольным управлением было проведено 8 тысяч проверок, в результате которых было выявлено порядка 8 200 нарушений.
Лидия Исламова
Последнее обновление 5 февраля 2010, 16:42
© Балтийское Информационное агентство