Понятно, что если вы в городе, то проблему можно решить просто: набрать номер поликлиники и вызвать врача на дом. А если нет? Какой врач, если вы находитесь за 300 км от Москвы? Но пугаться не стоит. Надо вызвать педиатра из любого близлежащего городка. Не нужно бояться, что вам попадется плохой провинциальный врач, с ротавирусом справится даже он. Нужно лишь подтвердить диагноз и выписать таблетки. А после того как пройдет острый период – снизится температура, прекратятся рвота и диарея, – в течение 10 дней давайте ребенку какие-либо ферментные препараты – например, мезим-форте или фестал. Это стабилизирует процессы и работу в ЖКТ. В общем, ротавирусную инфекцию хотя бы однажды на протяжении жизни переносит каждый, и проходит она хоть и неприятно, но бесследно.
Как проявляется вирус
Мы уже говорили, что хотя излечение, как правило, проходит достаточно быстро и успешно, возможно формирование носительства вируса, которого нужно избежать. Например, по некоторым данным, среди взрослых примерно каждый пятый является бессимптомным носителем ротавируса и представляет собой реальную угрозу для окружающих.
Как избежать носительства? Нужно иметь в виду, что чаще всего носителем инфекции становится ребенок, часто болеющий кишечными инфекциями. В какой-то степени более подвержены этому дети, которые просто часто болеют любыми вирусными инфекциями из группы ОРВИ (острые ротавирусные инфекции). Таким малышам в обязательном порядке нужно назначение иммунных препаратов, о которых говорилось выше.
Полезно знать
Еще 30 лет назад о ротавирусной инфекции никто ничего не знал. У заболевших диагностировали «эпидемический гастроэнтерит», о причинах которого не брались судить.
Открытие ротавируса связано с именем австралийской исследовательницы Р. Бишоп, которой удалось в 1973 году обнаружить вирусные частицы в эпителиальных клетках двенадцатиперстной кишки у людей, страдавших диареей.
В 1979 году экспертами Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) был утвержден термин «ротавирус», который получил свое название из-за сходства строения вируса с колесом (rota – «колесо», лат.).
Позднее было открыто 5 видов вируса – от А до Е. В настоящее время большинство заболеваний вызывается вирусами группы А, в которой существуют подгруппы.
Как предупредить болезнь?
Ротавирус быстро погибает при кипячении, и, собственно, на этом основаны меры профилактики – всю питьевую воду нужно обязательно кипятить. Второй совет еще более прост – нужно регулярно мыть руки.
При возникновении в семье ротавирусной инфекции нужно изолировать больного, обеспечить личной посудой, полотенцем.
В скором времени, очевидно, появится возможность профилактики болезни путем иммунизации. В настоящее время проходит испытание оральной тетра-вакцины против ротавируса, которая включает в себя ослабленные штаммы вирусов 1–4 типа.
Когда дело доходит до больницы… Скорина Ольга
"Что с нами, доктор?"
"Горячие щеки…полураскрытый ротик…
потный лоб… к которому прилипли колечки волос…
Сколько я видела больных и умирающих,
но ребенок, выращенный собственными усилиями,
такой маленький и очаровательный…
потерять такого ребенка…
Какое счастье, что опасность уже позади!"
Ирина Головкина (Римская –Корсакова), роман "ПОБЕЖДЕННЫЕ"
Наша дочка, хоть и питалась почти с рождения искусственно, до 2-х лет ничем не болела. Ей исполнилось два года, было самое начало весны, было решено отправляться в детский сад. Пока выбирали садик, оформляли документы, готовили специальные принадлежности профилактически пропили иммуностимулирующую микстуру и "микрофлору". Так посоветовала садиковская медсестра, чтобы подстраховаться в период адаптации к микроклимату детского коллектива.
Переживаний по поводу болезней у нас не было. Девушку мы закаляли – обливаниями и прогулками в одном памперсе ( когда маленькая была) на балконе. Аппетитом отличалась хорошим, детей любила панически, отсутствие родителей переносила стоически!
Первая неделя в саду прошла нормально. Вторая подходила к концу и в пятницу подождав, пока Саша закончит обед в компании сверстников, живо орудуя ложкой, мама и папа забрали ее домой.
Все было совершенно спокойно, кроме отказа вечером от ужина. Но мы подумали, - еще бы! Так "молотить" за обедом!
Утро следующего субботнего дня прошло без завтрака, а к обеду бабушка и дедушка взяли малышку к прабабушке – там свой двор, свой сад, хорошо побыть на свежем воздухе. Довольно бодрая она отправилась гулять, но уже в два часа дня, при попытке накормить ее куриным бульоном, открылась рвота.
Слабость овладела малышкой моментально. Рвота почти не прекращалась. Началось расстройство желудка. Сашенька вся пылая, то проваливалась в сон, то вскакивала. Глаза жутко грустные… Тихонько стонала… Пить не хотела… - " К маме-е-е! К маме-е-е…".
Бабушка с дедом вызывают такси, в четыре Саша уже дома.
В пять у меня не остается ни одного чистого полотенца! Ни одной простынки, ни одной ее детской пеленочки!
Я не раз промыла ей клизмами желудок - ромашкой, марганцем и физраствором. Давала насильно пить заваренные травы ( ромашку, девясил, дубовую кору, что-то еще – аптечный "Желудочный сбор").
В шесть Сашенька засыпает крепко, поток жидкости прекращает изливаться…
Мы с мужем решаемся оставить спящего ребенка с бабушкой и пулей мчимся в аптеку – купить смекту, регидрон, фталазол, левомицетин, плантекс, активированный уголь, линекс. А затем в супермаркет за рисовым кормом "Нестле" и безлактозным "Соя-Рис". Тут же набрали детской воды для питья и чая Хипп "Желудочного" и "Ромашкового".
Приехали домой, и лишь открыв глаза Саша все снова повторяет – ее фонтаном тошнит и понос не прекращается. Температура 39,6.
Мы по-настоящему испуганы, звоним в "скорую".
Молодой доктор в умных очках смотрит ребенка и примирительно подталкивает меня собрать вещи "на всякий случай", взять денег с собой. "А вообще мы просто поедем промыться и проклизмиться как следует, и домой вернемся!" ( какой молодец, скажи он мне правду менторским тоном, я бы и не поехала, возможно).
" Что с нами, доктор?" - "Ну-у-у, пока тяжело сказать…"
"А если не поедем?"
Пронзительный взгляд – " Возможно обезвоживание, судороги, кома, и…В машину!!!!"
Восемь вечера. Мы в приемном. Бессильную малышку несут на промывание. Рот не открывается, шпатель, обмотанный марлей, с хрустом разрезает десну и рвет щеку. Кровь!
Мама! Папа! Лучше уйдите… - приказывает белый халат.
Нет! Она подумает, что все ее бросили, что даже родители не защищают. Папа держит слабенькую раскаленную ручку.
Как она кричит!
Захлебывается тягучей прозрачной гадостью и кровью…
Глаза – ужас, разочарование в жизни, в близких, страдание, боль, страх.
Страшный клокочущий звук в горле, хрип и истошный беззвучный крик детской души заполняет комнату пыток.
Шланг для промывания не пропускает воду, горло просто забито густой слизью.
После этого кошмара клизма нам кажется роскошью.
Папу очень волнуют последствия от моральной травмы. Всех спрашивает " Кто ответит за этот шок?", но с БОЛЕЗНИ взятки гладки.
После процедур Саша уже не реагирует ни на что, девочка выжатой тряпочкой свисает у меня на руках…
"Что с нами, доктор?" – "Ну-у-у, тяжело сказать…"
Быстрее, быстрее систему! В манипуляционную ее уносит молоденькая медсестра – капать в вену спасительную влагу…
Автопилотом беру сунутую мне в руки серую сумку, плетусь в спящую палату. Автопилотом спрашиваю у вздыбленного одеяла – "Ваш диагноз?"
"Острая дизентерия!" - сонно шепчет одеяло…
"ЧТО ??????"
"Прочь от сюда! Любую другую палату!"
Автопилотом переезжаю в гастроэнтеритную…
Зверски обостряются инстинкты, по запаху, по следу, я лечу по темным пустым переходам, по лестницам, - безошибочно нахожу дверь…
Она здесь! Я это чувствую…
Сестричка пускает посмотреть. Спит. Капает в венку спасительная влага…
Обратно я ни за что не могу найти путь в палату. Меня отводят.
Проваливаюсь в тяжелый полусон.
Пять утра. Пора. Я плетусь в манипуляционную… Девочки как раз отключают Сашу. Она не успевает проснуться и открыть глазки, как я беру ее и прижимаю тепленькую и невесомую к себе.
Мама! – детская улыбка…
Не вижу ничего за плотной стеной своих слез.
В палате Сашу встречает ее любимая детская музыка, игрушки… При попытке дать капельку воды – рвота.
Обход. – "Что с нами, доктор?"
- На промывание! На капельницу! Срочно!
Но приходится ждать. Детки поступают слишком быстро, раздаются хрип и бульканье из "мойки".
Я покупаю для капельницы глюкозу – 400г, физраствора и гемодеза по 200г, витамин С, ККБ – для поддержки сердца.
Двенадцать часов под капельницей! Без мамы!
Двенадцать часов я без нее!
Через два часа процедуру прерывают – рвота открывается прямо на столе. Жидкость не усваивается даже внутривенно… И опять промывать. Врач на этот раз лично… Берет зонт для новорожденных, он легко проскакивает в горло…
У нас тревожное чувство, как в фильмах-катастрофах про эпидемии ( Диагноз? Лечение? Путь заражения?). Слава собирается перевозить нас в областную больницу. Обзвонил все городские службы – вопрос "Что с нами, доктор?" остается без ответа.
Мама! Папа! Без паники! Ребенка везти нельзя… Мы делаем все… ничего другого вам не предложат…
Вечером в конце коридора появляется белая фигура с Сашенькой, Слава бросается ее выхватить.
Убаюкивает малышку и я уговариваю его ехать домой. Дома открыв конференцию Слава звонит мне – " Там то же самое! Длиннющий топик – рвота, температура, понос…Это – ротовирус!"
Ночь прошла беспокойно. Сашу носили на руках, пели песенки, гладили. Она стонала, хныкала… То звала маму, то прогоняла всех…
Утром Саша с температурой отправляется на капельницу, так как при попытке напоить – дважды рвота. Промывать не стали. В систему добавляют дексазон ( стимулирует работу органов, чтоб не отказали почки, и не начался отек легких).
К нам поступают "друзья по несчастью" – мама с дочкой.
Я иду докупать жаропонижающее в капельницу, температура у нас не падает. Девочки-медсестры говорят Саша "там" не спит… Днем деткам капаться особенно тяжело…
К пяти приносят Сашеньку. Подъезжает Слава. Он уже замучил врача беседами – тот говорит, что сдвиги в борьбе с интоксикацией наметились.
Ночь - буйная. Соседи пытаются спать, а Саша истошно вопит – "Кашу! Какаву! Ну дай хоть чай!". Потом без остановки – "Печенья! Печенья! Печенья!" – прямо до хрипоты…
Тут же нарисовался доктор и предварительно продигустировав галетную "Зверобику" щедро разрешает дать две или даже три штучки!
Бедная девочка набрасывается на еду и моментально засыпает…
Вторник, третий день болезни. Нам не удается "выскочить" на жаропонижающей свечке, врач сказал "Не будем затягивать, несите капать…"
Чувствительные сестры разрешают дать с собой ребенку любимую игрушку, книжку, подушечку.
"Вы не переживайте так! Мы их там гладим, сказки читаем!"
Я беспокоюсь по поводу огромного количества вливаемой жидкости, боюсь за детские легкие.
Весь вечер носила Сашеньку на руках вертикально, делала массаж, постукивание лопаток. Поощряла любые попытки встать на ножки, побольше двигаться!
Среда – Саша завтракает 30-тью граммами каши "Рис-Соя", принимает жаропонижающее, что-то разжижающее кровь, пото- и мочегонное…
У нее "включается" желудок и впервые за эти дни мы имеем здоровый стул ( почти младенческий).
Ожила, ходит, читает книжки. Днем отчаянно отсыпается… Причем "дети – есть дети" и пока соседская девочка спит, Саша пытается орать песни и плясать. Мы убегаем в коридор, на диванчик - рыбок смотреть. Саша прямо таки "козлом скачет"
Лишь только мне, самой в конец потерявшей силы, нечеловеческими усилиями удается уложить Сашу … девочку напротив начинает трясти… И она гнется на кровате дугой от судорог! Температура – 40,1. Брегада реаниматоров – к нам в палату. Мы – пулей в коридор. У девочкиной мамы сердечный приступ.
Все уснули лишь к утру.
Четверг – у Саши насморк "до пояса", одновременно наш папа сваливается от гриппа…, или от стресса…
Саша слушает любимые песенки, просится домой.
Врач сообщает, что только что пришли результаты анализов – "патогенной флоры не найдено!". Но низкий гемоглобин – 98.
Видя нашу бодрую картинку, нас отпускают домой.
Ура!
Домой назначили фуразолидон – он хорошо снимает воспаление. Но вызывает тошноту. Горький! Для Сашеньки довольно отрицательных эмоций, я не настаиваю принимать его силой.
Саша много гуляет, часто рисует доктора – всегда с печеньем в руке (просит меня всем эту деталь объяснять). Игрой и сказкотерапией боремся со стрессом – лечим своих зверюшек.
Но недоверие к белым халатам уже обеспечено навсегда!
Наша диета: овощной суп на воде (морковь, капусту и зелень вытащить после варки, лук не класть) с картошкой, сухарики, печенье – галетное, минералка без газов, каша рисовая и соевая, тертая говядина, печеное яблоко, чай с лимоном.
Для поднятия гемоглобина - свежевыжатый сок граната, моркови, соки железосодержащие – "Нестле" ( 3 мг на 100г), "Фрутек" (2мг ) и сок из зеленых яблок "Семпер"(5 мг), по одной чайной ложечке черной икры утром, протертая отварная печень птицы, гречневая каша, тертое зеленое яблоко. Витамин С способствует усвоению железа. И, конечно, все для микрофлоры …
Год прошел. Сегодня диктор читает в новостях – "детская энтеровирусная инфекция в два раза превысила прошлогодний показатель. Поступают в основном дети до двух лет…"
А мамы задают тот же вопрос - "Что с нами, доктор?"