МАМА plus

Объявление




Всем привет!!!

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » МАМА plus » Вопросы воспитания и развития » Если ребенок не хочет и не любит... >>...читать самостоятельно


Если ребенок не хочет и не любит... >>...читать самостоятельно

Сообщений 1 страница 25 из 25

1

Читающие и нечитающие дети
Ни для кого не секрет, что сегодня все больше детей вырастает, так и не взяв в руки книгу. Их литературный опыт в этом случае ограничивается комиксами, более-менее случайными журналами, а впоследствии — вялыми попытками освоить произведения школьной программы в сокращенном изложении.

Как бороться с таким положением вещей и надо ли с ним бороться вообще? — вот тот вопрос, который в той или иной связи часто задают родители. Попробуем разобраться.

В чем причина того, что сегодня дети в среднем читают меньше, чем их сверстники 15—20 лет назад? Можно предположить, что ответственны за это несколько причин, в том числе — изменение характеристик информационного потока, общее ускорение темпов жизни, смена общественных ценностей и изменившееся отношение к книге вообще. Начнем с последнего — наблюдая разноцветные развалы полуголых девиц и космических монстров (а именно так впервые видят книги наши дети),

Свернутый текст

никакому нормальному человеку не придет в голову произнести какую-нибудь вполне банальную для предыдущих поколений фразу, типа «Всем лучшим в себе я обязан книге» или «Любите книгу — источник знаний» или даже «Книга — это святое». До высоких библиотечных залов и пыльных фолиантов доходят далеко не все, а книжные развалы во множестве видел любой ребенок абсолютно любого возраста.
Далее. Все большее количество информации, особен¬но информации актуальной для юношества и масскультуры в целом, идет сегодня через аудио- видеопродукцию, телевизор, а также через компьютер и компьютерные сети. Это объективная реальность, и с этим ничего не поделаешь.
Общее ускорение темпов жизни и, пожалуй, даже каких-то сторон мышления заключается в том, что ребенок с детства привыкает к определенному удельному количеству информации и событий на единицу экранного или книжного времени. Это количество, судя по современным мультфильмам и видеоклипам, очень велико. Большинство взрослых просто не способно следить за этими бесконечными «шлепами», погонями, содроганиями и падениями, которым с неунывающим постоянством подвергаются современные мультяшечные герои. Дети делают это легко. Привыкнув к такой «плотности информации», наши дети, естественно, с трудом читают, к примеру, английские или русские романы девятнадцатого века, где скорость существования событий и образов принципиально отличается от последнего клипа группы «Ногу свело» или современной продукции диснеевской киностудии. Для того чтобы они все же это делали, нужны специальные приемы, о которых мы будем говорить ниже.

И наконец, сегодня ребенок или подросток, проводящий большую часть своей жизни за чтением художественной или научно-популярной литературы, часто воспринимается другими детьми как почти комический персонаж. Даже если это и не так, то у сверстников, во всяком случае, возникают (зачастую обоснованные) сомнения в адаптивности такого ребенка, то есть молодёжное общественное мнение постепенно отходит от «высоколобых» в сторону компанейских «своих парней и девчонок». Тем самым мы снова, уже в следующем поколении «догоняем Америку».

Подведем итог. Дети мало читают, и это вроде бы нормально. Но предположим, что мы имеем достаточно культурную, читающую семью, которая праведно и слегка снобистски дрожит от современного засилья масскультуры и которая хотела бы любыми средствами до биться того, чтобы их дети читали книги. Что делать таким родителям? В первую очередь, определиться. Что вы хотели бы видеть в руках своих детей? Современное криминально-любовно-фэнтезийное чтиво? Здесь не стоит даже особенно напрягаться. С самого раннего детства покупайте ребенку комиксы про черепашек-ниндзя и похождения куклы Барби. Позже купите пару литературных изложений любимых сериалов ребенка, сами чи¬тайте и обсуждайте в семье последний детектив Александры Марининой или последний фэнтезийный роман Ника Перумова. Рано или поздно ребенок тоже присоединится к вам. Если все же не присоединился, не расстраивайтесь, не так уж много он потерял. К тому же еще не вечер. Все будет хорошо.

Вы хотите, чтобы ваш ребенок «нес с базара Белинского и Гоголя», зачитывался Пушкиным, Мольером и Достоевским? Вот здесь придется потрудиться. Для начала придется забыть о комиксах и журналах с наклейками. Читайте вслух маленькому ребенку детскую «классику», приучая его и к странноватым на взрослый слух народным сказкам (попробуйте африканские — сами получите огромное впечатление), и к вяловатым описаниям Бианки, и к суховатой политизированности Родари, и к явной социалистический риторике Носова. Не забудьте о дидактике Льва Толстого и Константина Ушинского.

Начиная с пяти-шести лет плотно переходите к историческим повестям для детей («Приключения первобытного мальчика», «Листы каменной книги»), рассказам о животных и сентиментальным повестям (Лидия Чарская, «Маленький лорд Фаунтлерой» «Без семьи" и т. д.). Даже когда ребенок научится читать самостоятельно, не бросайте читать ему вслух, потому что он, конечно, свободно читает букварь или хрестоматию для второго класса, но большие, интересные книжки ему самому еще не осилить. Можно читать по очереди, можно устраивать семейные чтения. Но где-то начиная с восьми лет вы проявляете хитрость. Хитрость заключается в том, что чтение обрывается на самом интерес ном и драматичном месте, у вас появляется неотложное дело, а книжка остается лежать на углу стола. Вряд ли эксперимент пройдете первой или даже пятой книжкой. Но когда-нибудь наступит такой момент, что ребенок устанет «ждать милостей от природы» и возьмет их сам. Дальше ваша задача — осторожно и настойчиво подсовывать ребенку книги. Упаси вас Бог идти по пути прямых рекомендаций. Книжки должны нена-вязчиво появляться в вашем доме. Они могут приноситься из библиотеки и просто «выползать» из шкафов. Для начала это должен быть именно тот жанр, к которому принадлежала «первая» книга ребенка. Историческая повесть о первобытных людях? Пожалуйста! Вот тебе еще одна. «Волшебник Изумрудного города»? Вот тебе продолжение! И так далее. Постепенно расширяйте палитру жанров. Если ваш ребенок с детства привык на слух воспринимать неадаптированный, высокохудожественный текст, то его возможности уже в третьем-четвертом классах весьма широки. Автору известны дети, которые в девятилетнем возрасте с удовольствием читали зануднейшего «Властелина колец», Жюля Верна и «Чайку по имени Джонатан Ливингстон». И помните: ребенку, который «научился читать» в вышеописанном смысле, никакие мультики и компьютерные игры не помеха. Он уже умеет воспринимать систему образов с печатного листа настоящей книги, и другие системы образов не заслоняют, а лишь дополняют его мир. Ино¬гда, подрастая, такие дети перестают читать нравящиеся родителям книги и переходят к современной литературе. В этом нет ничего страшного. Вы сделали все, что могли, и к Пушкину, Шекспиру и Достоевскому ваши дети еще вернутся на следующих этапах возрастного развития.

Из книги "Понять ребенка", г.Екатеринбург, "У-Фактория", 2004 г.

2

Ерширия написал(а):

Читайте вслух маленькому ребенку детскую «классику», приучая его и к странноватым на взрослый слух народным сказкам (попробуйте африканские — сами получите огромное впечатление), и к вяловатым описаниям Бианки, и к суховатой политизированности Родари, и к явной социалистический риторике Носова. Не забудьте о дидактике Льва Толстого и Константина Ушинского.

Полностью согласна, читала с Андреем именно классику. Вводила постепенно сказки, постепенно вводила по возрасту, если видела, что не идет - откладывала на время...

Итог: сын фанат чтения! Чему очень я и рада :jumping:

3

Ерширия написал(а):

Полностью согласна, читала с Андреем именно классику. Вводила постепенно сказки, постепенно вводила по возрасту, если видела, что не идет - откладывала на время...

А я не соглашусь))))
я вот сама не люблю бредовое занудство Бианки например)0Однако читала и читаю очень много-я считаю, если родитель читает много и ему интересно, что он читает-дети будут брать пример.И ещё конечно важно-КАК читать ребёнку))))

4

Я не знаю с чем это связано, но меня например никто не подводил к идее чтения, мне самой было жутко интересно и научилась читать рано, все спрашивала у бабушек и всех подряд везде - на пачках молока и творога , когда сидела на кухне с бабушкой, на улице, когда стояли в очереди- на вывесках в магазинах.... "А это какая буква?" Нарочно меня никто не учил, и не прививал любовь к источнику знаний.... :) Однако начала я читать практически в 4 года, и с тех пор не выпускала из рук книгу.
   А брата моего всеми четырьмя ногами толкали к книге, а он так ее и не полюбил.
Разные есть люди.... Муж вот у меня не читающий....  А телевизорсмотрящий. А я вот наоборот. Без телевизора обхожусь распрекрасно, а без книг мне жизнь не мила....:) Сын  читть любит, Дженни одном время читала идиотские комиксы, я ей стала подкладывать другие книхзки, стала вроде читать....

5

Петрова написал(а):

я считаю, если родитель читает много и ему интересно, что он читает-дети будут брать пример.

О да - личный пример большой процент успеха

Петрова написал(а):

важно-КАК читать ребёнку))))

И опять соглашусь: я читаю - я как актриса. Без ложной скромности. Меняю голоса и вобще обыгрываю)) А муж читает монотонно... И ощущение, что отделаться хочет. Конечно дети бегут с книгой только ко мне. Сашка так вобще других чтецов не признает.

6

Ерширия написал(а):

И ощущение, что отделаться хочет. Конечно дети бегут с книгой только ко мне. Сашка так вобще других чтецов не признает

аналогично-варя так и говорит-папа читать не умеет)))

7

Ерширия написал(а):

А муж читает монотонно

Петрова написал(а):

папа читать не умеет)))

вот и у меня так же. Зато когда я начинаю читать даже папа приходит слушать.

8

А я такая лентяйка!!! так не люблю читать вслух детям  [взломанный сайт]   но надо ведь, надо! постараюсь исправиться, тем более мне здесь это очень важно, чтоб ребенок нашу литературу знал и язык хоть немного продвигался((

9

Irinka,

Irinka написал(а):

А у нас Жанна всё никак не хочет читать((( только то, что надо... Интереса к книгам вообще нет, вся в папу своего((( и техника чтения вообще хромает у неё из-за этого(

мечта написал(а):

Эмма такой же была((( но мы ей на рождество книжку подарили (по мультам или мульты по книжке) так вое её прочитала за 2 дня - а книжка большая... мы ей купили уже следующую из серии и заказала ещё 4))) а так, из того, что мы ей раньше предлагали ничего не читала, не хотела(((
Ира, может попробуйте поменять ей литературу.

Кэт написал(а):

Маша так и не читает...

Irinka написал(а):

я уже даже не знаю что ей предложить, как-то все жанры перепробовали.... ей интересней в комп или телек уткнуться и мульты смотреть. Причем такие дурацкие на мой вкус((( меня прям бесит это(((

Ириш, а у вас есть в традиции читать вместе каждый день? ЭТО она любит?

10

Ерширия, хоть и не ко мне был вопрос,Маша до сих пор любит,когда я ей читаю.))

11

Кэт, Андрей после того, как стал жить в лицее - нет(((( так грустно.. Ну зато мы теперь с ним взрослые фильмы смотрим.. Не для взрослых))) а взрослые))))))

12

Ерширия, я к тому,что сама не читает...

13

заинтересовать только можно, наверное

мама со мной такой трюк выделывала, она мне рассказывала о какой-то книге, да не все... а когда я начинала ее о подробностях расспрашивать, и хотела узнать, что там дальше - она мне предлагала ознакомиться с самой книгой))
ну, и кроме того, видеть вечно читающую маму, поневоле пример брать начнешь... ))
потом я вошла во вкус, поняла, что в книгах куча интереснейших историй, читать не перечитать

я скорее всего с Милей так же буду делать - буду пытаться ее заинтересовать
привить любовь к чему-либо невозможно. только сам человек может что-то полюбить

14

Ерширия написал(а):

Ириш, а у вас есть в традиции читать вместе каждый день? ЭТО она любит?

нет(( причём она с рождения такая...
Вот я Настю вспоминаю годовалую - она прям теребила нас каждую минуту, чтоб ей "Муху-цокотуху" почитали))) а когда мы затеряли эту самую муху)) перешли на стихотворения Михалкова)) она у нас в года в полтора наизусть рассказывала "Дело было вечером, делать было нечего"))) а Жанна никогда и не хотела слушать... и сейчас не особо. Вот Дана пока радует меня))) стихотворения любит)) и пытается даже рассказать нам сказку про Курочку Рябу)) ей ДМ на НГ подарил красивую яркую книжку со сказкой)) она уже неделю с ней носится, только что не спит с ней)

А Жанну вчера полчаса уговаривала почитать не то, что в школьной программе, а то, что ей интересно. Дома ведь полно книг... Вроде чуть блеснул интерес)) прочитала Пушкина  сказку о царевне и семи богатырях. Потому как я запретила ей брать ноутбук..., да, ещё сказала, что это типа Белоснежка и семь гномов))))))))) вчера вечер меня порадовал в этом плане)

15

Ундина написал(а):

ну, и кроме того, видеть вечно читающую маму, поневоле пример брать начнешь... ))

эх, нет))) у нас Жанна в папу ))) вечно смотрящего телек

16

Ундина написал(а):

она мне рассказывала о какой-то книге, да не все... а когда я начинала ее о подробностях расспрашивать, и хотела узнать, что там дальше - она мне предлагала ознакомиться с самой книгой))
ну, и кроме того, видеть вечно читающую маму, поневоле пример брать начнешь... ))

у меня такое впечатление, что у меня так же с детьми было.. иенно в заинтересованности, разжигании любопытства

Irinka написал(а):

нет(( причём она с рождения такая...

вот у Сашки тоже поменьше интерес.. я еще грешу на все эти отвлекающие штуки, которых у нас с тобой во времена глубокого детства наших старших детей не было.. А может и от характера. Все эти видики-шмидики, компы и приставки.. Андрей обожал и тоже много чего рассказывал.. в полтора года все буквы на кубиках узнавал и гостей этим развлекал.. и так любил, чтоб я ему читала, что мне аж пришлось ему на кассету свой голос записать - прямо полная кассета любимых произведений маминым голосом.. Включал и слушал, если я занята.. (это когда еще сам читать не умел)
А как научился - не оторвать! у меня библиотека детская большая была, так я еще с инета скачивала гору и распечатывала, все уходило, как горячие пирожки!

17

Irinka написал(а):

Вот я Настю вспоминаю годовалую

я детям в год ничего не читала)))

Irinka написал(а):

она у нас в года в полтора наизусть рассказывала "Дело было вечером, делать было нечего")))

Ириш, у меня пока Верунь еле еле что-то выдает))) в смысле разговоров)))

Ерширия написал(а):

я еще грешу на все эти отвлекающие штуки, которых у нас с тобой во времена глубокого детства наших старших детей не было..

да я тоже хотела сказать, что еще делать было в наше детство - два канала и то не всегда есть что смотреть))) так читали))))

Ерширия написал(а):

. в полтора года все буквы на кубиках узнавал и гостей этим развлекал..

девы, у вас вундеркинды)))) мои в полтора года еле-еле разговаривали, не то, что буквы... )))

18

Ундина написал(а):

девы, у вас вундеркинды)))

А мой и не произносил)))))))))) Он находил кубик и показывал))))))))
Я прочитала Ибуку Мосару, когда беременная была и все эксперименты на Андрее решила ставить)) Тем более у нас вообще "Цивилизация" была))) даже двух каналов не было, ибо свечка и все)) Что еще делать? Я с грудничком играла и алфавит вещала)))

С Сашкой тоже)) Помнишь видео - я ему рисую красками букву, а он называет.. Это не вундеркиндство, а элементарная дрессировка)) маме нефиг было делать называется)))

19

Ундина написал(а):

я детям в год ничего не читала)))

Ир, я тоже в год не читала))) и до сих пор не читаю
Я ей месячной читала сказки по ночам)) Мы в 96-м не знали ничего про эспумизаны и прочие беби от того, что животик пучит) давали деточкам укропную воду и выкладывали животиком на теплую пеленку) Настя месяцев до 3-4-х мучилась с животиком и всегда по ночам. Вот я хожу с ней по комнате, подвываю напеваю ей что-то, потом притихнет, положу к себе на колени животиком и читаю сказки))) компов с интернетом не было тогда у нас :D читали книги вслух))
А когда подросла, это уже бабушка Костина ей читала, я ни-ни))) до года начиталась %-) Настя в 8 месяцев уже начала говорить: мама, баба, потом и папа))) к году лепетала непоймичто))) и вот с чтением книг стала и говорить хорошо) А Жанна с Даной только к трем годам что-то лепетать начинали... С шипящими и буквой "р" проблемы... может как раз от того, что не читали мы им в год ничего :D

Ундина написал(а):

Ириш, у меня пока Верунь еле еле что-то выдает))) в смысле разговоров))

Ириш, поверь)) Настя перелистывая книгу со тихотворением по картинкам стихами же и выдавала текст) не все слова были понятны окружающим, но стихотворение в целом все ухватывали. У нас дядька когда увидел, так матами нас трехэтажными покрыл за то, что мы над ребенком измываемся так жестоко)))))))))))) он думал она читает по книге :D  Кстати, вот на НГ Настя их  навещала, они сами же и припомнили эту историю из её детства)

Ундина написал(а):

мои в полтора года еле-еле разговаривали, не то, что буквы... ))

ну вот с компами и телеком у меня Дана в 3 года непоймичто говорит.... Даже я её не всегда понимаю, она слова-то учит в саду целый день... Но у неё есть интерес к книгам, повторять за мной прочитанное (как Настя, например) она не хочет, но слушает с удовольствием.
А у Жанны этого никогда не замечалось... Сейчас типа уговор у нас: в день, помимо школьной программы, прочитать хоть один рассказ или сказку. Хоть так... Так ведь это ей самой надо хотя бы для того, чтобы в школе не отставать. Там детки троечники по 100 и более слов в минуту читают, а Жанна только 55... это еле-еле 4 выходит. Для того, чтобы научиться читать надо читать и как можно больше. По другому никак...

20

Ерширия написал(а):

Помнишь видео - я ему рисую красками букву, а он называет.. Это не вундеркиндство, а элементарная дрессировка)

Кстати, да)) мы Дане купили интерактивную азбуку)) Букву нажимаешь - и она произносится. Там есть еще функция игры и экзамена))) когда этот плакат ей вопросы задаёт, а Дана отвечает. Ей неимоверно это нравится! и она уже узнает знакомые буквы у Жанны в скрабле))) в общем, дрессируется помаленьку)))

21

Нам учительница рассылает статьи, в том числе и о чтении.
Как привить у ребенка любовь к чтению. Как развивать интерес к чтению.
Развитие интереса к чтению у первоклассника — необходимое и практически самое трудное действие. И дело вовсе не в том, что современные средства коммуникации успешно заменяют книгу. Просто научить ребенка читать гораздо труднее, чем отправить его смотреть телевизор или играть в компьютер. Речь не идет о том, что учить читать и писать ребенка должны родители. Этим занимается школа, учитель. Родители же формируют устойчивый интерес к чтению, поскольку у них для этого больше средств, да и условия для домашнего чтения комфортнее, чем в школе.
Правильное чтение — это техничное чтение. Но нас волнует не только то, сколько слов в минуту будет прочитывать первоклассник. Кстати, к концу первого класса он должен прочитывать 50 слов в минуту. Техника чтения важна, поскольку быстро читающий ученик гораздо легче справится с заданием по математике, русскому языку, окружающему миру, чем плохо читающий. Но в обучении чтению важно, чтобы ребенок понимал, что он читает, и мог ответить на вопросы по содержанию прочитанного.
        Первоклассник еще не понимает, что чтение необходимо для усвоения других дисциплин. Воля его только формируется, и слово «надо» не всегда находит отклик в его душе. В этом случае воспитательные возможности семьи можно использовать в развитии интереса к чтению у ребенка. Как это сделать? Вот об этом сейчас и поговорим.
        Наблюдательные родители знают, что дошкольники очень любят, когда им читают вслух. Такое пассивное слушание тоже полезно, но зацикливаться на нем нет необходимости. Обязательно после прочтения текста полезно с ребенком поговорить о содержании. Задать вопросы на выяснение смысла прочитанного. Обсудить действия героев. Это очень важно в работе над текстом. Если в семье есть традиция читать малышу перед сном, то ребенок, приучаясь к слушанию интересных книг, потом сам стремится к чтению. Правда, бывает и наоборот, ребенку так нравится слушать, что ему не хочется напрягаться, чтобы научиться читать. Родителям следует выбирать правильный путь в соответствии с особенностями своего ребенка. Но и в том, и в другом случае необходимо использовать специальные техники, помогающие развить интерес к чтению у детей. Назовем некоторые из них и расскажем, как именно их использовать с пользой для ребенка:

* В старшем дошкольном и младшем школьном возрасте для чтения лучше использовать книги с крупным шрифтом и красочными картинками. Толщина книг не так важна. Важно заинтересовать ребенка содержанием книги. Для этого можно охарактеризовать героев, фигурирующих в книге. Можно раскрыть книгу в середине и увлечь ребенка картинкой, а потом предложить вернуться к началу книги и узнать, в чем дело, почему герой находится в море (или в лодке, или на горе и пр.).

* Начинать чтение необходимо тогда, когда у ребенка хорошее настроение. Ни в коем случае чтение не должно быть наказанием. Этим формируется негативное восприятие чтения, и никакая красочная книга не поможет его преодолеть. Надо готовить малыша к чтению. Здесь важна психологическая готовность ребенка к трудному действию. Если он играл, прыгал и кричал, необходимо дать время для успокоения. Можно что-то интересное рассказать. «Подвести» к чтению, заинтересовать этим действием.

* Можно использовать книжки-малышки. Это книги маленького формата, которые легко и быстро можно прочитать. Они также должны быть красочными и по содержанию несложными. Дети-первоклассники больше всего любят читать сказки. Этот жанр им близок и нетруден для усвоения. Конечно, лучше начинать с простых сказок — народных. Потом можно переходить и к другим жанрам.

* Интересен такой прием, когда книгу читают по очереди — ребенок и родитель. По одной страничке или по одному отрывку. Или еще один совет. Можно начать интересную книгу взрослому, потом остановиться на самом интересном месте и предложить ребенку прочитать дальше.

* Когда ребенок читает, необходимо очень внимательно его слушать. Ни в коем случае не делать каких-то, пусть и важных для взрослого, дел. Все внимание ребенку. Только так вы можете показать ему, что чтение очень важное дело для всей семьи.

* Еще один прием. Можно рассказать ребенку часть сказки или рассказа (самый интригующий кусочек), а потом сделать вид, что что-то забылось, и попросить ребенка прочитать, напомнить.

* Конечно, после прочтения обязательно надо поговорить с ребенком о прочитанном. Это очень важно и для усвоения содержания, и для развития интереса к чтению, и для формирования нравственных качеств малыша, поскольку книги несут в себе обязательно нравственную нагрузку. В качестве примере приведем несколько вопросов, которые можно задать после прочтения любого текста. Такой алгоритм можно применять после прочтения как целого рассказа или сказки, так и отрывка

Как анализировать с ребенком прочитанный текст

♦ Понравился или не понравился тебе рассказ (сказка)?

♦ Чем понравился? Или почему не понравился?

♦ Кто из героев тебе понравился?

♦ Почему?

♦ Ты бы хотел быть похожим на этого героя?

♦ Какие его действия тебе понравились больше всего?

♦ Чем они тебе понравились?

♦ Какой герой не понравился?

♦ Почему?

♦ Какие действия отрицательного героя тебе не понравились больше всего?

♦ Что нужно сделать, чтобы отрицательный герой не смог победить положительного героя?

Вопросы могут быть разные. Важно в их постановке соблюдать меру, их не должно быть слишком много, и обязательно должны присутствовать вопросы, выявляющие отношение ребенка к нравственным коллизиям, описанным в тексте.

Для развития интереса к чтению важно, чтобы любовью к чтению была отмечена семья, в которой воспитывается малыш.

Если члены семьи не читают, а постоянно сидят перед телевизором или компьютером, странно было бы надеяться, что ребенок заинтересуется этим видом деятельности. Более того, желательно, чтобы у ребенка была своя «библиотека». Полочка, где стоят его книги. Пусть там будут книги не только маленького формата или специально предназначенные для первоклассника. Полезно, чтобы на ней находились и те произведения, которые предназначены для старшего возраста. Их вид будет интриговать ребенка. А родителям следует подыграть ему, расписать, какие интересные события описываются в этих книгах.

Самое важное в развитии интереса к чтению — помнить, что для ребенка чтение — трудная работа, преодоление себя, поиск истины. Если ребенок уже не любит читать, то родителям легко это увидеть: он тянет время, не начинает, трет глаза, отвлекается, хочет то пить, то писать. Все эти симптомы говорят о том, что ребенку не хочется читать. Главное — это терпение. Действовать осторожно, деликатно, не «наседая».

Поначалу дети ошибаются, и это вполне естественно. Они могут переставлять звуки, слоги, слова. Пропуск звуков, слогов, слов тоже довольно часто встречающаяся трудность. Что в этом случае делать родителям? Во-первых, не нервничать и не злиться, а терпеливо попросить ребенка еще раз прочитать медленнее. Еще часто встречающаяся ошибка при обучении чтению первоклассников. Они проговаривают слова и предложения два раза, сначала про себя, а потом вслух. Это двойное чтение. Кроме отрицательного результата оно ничего не дает ребенку. Если у малыша выявляется этот дефект, необходимо сразу же начинать работать над его исчезновением. Терпеливо объяснять, что так читать нельзя, следить, чтобы он не читал про себя, а сразу вслух. Можно использовать такой педагогически прием. Попросить прочитать про себя и пересказать то, что ребенок прочитал, не давая при этом ему читать вслух.

Когда ребенок научится сносно читать, освоит технику чтения, можно приступать к обучению выразительности. Выразительное чтение очень важно для ребенка. Использование эмоционально окрашенного голоса вызывает в душе ребенка отклик, и прочитанное легче и крепче усваивается. Но для начала необходимо научиться делать логические остановки.

Ребенку необходимо объяснить, что когда он видит запятую, он должен остановиться и просчитать про себя «раз», а потом читать дальше. Если стоит точка, то пауза должна быть дольше — «раз—два». Используя эту методику, малыш научится делать паузы, что, несомненно, поможет ему усвоить прочитанное с большим толком.

Теперь можно переходить к обучению выразительному чтению. Для этого очень хорошо подходят басни или маленькие эмоциональные диалоги, к примеру, детского писателя Н. Носова. Читать басни лучше по ролям, где каждый участник должен говорить с теми интонациями, которые присущи героям. Получаются такие мини-спектакли.

Родители должны быть готовы к тому, что даже тогда, когда их первоклассник научится читать, он все равно будет просить родителей почитать ему вслух, особенно перед сном. Не надо отказывать ребенку в этом. Это полезно. Использование такого чтения влияет на формирование слуховой памяти. К тому же формируются мотивы овладения техникой чтения, поскольку родитель, читающий ему вслух, будет все время говорить о том, что как только ребенок научится хорошо читать, он сам будет читать такие толстые и интересные книги.

Работа родителей по приобщению ребенка к чтению не прекращается до тех пор, пока ребенок не научится читать бегло и выразительно, и будет проявлять устойчивый интерес к чтению.

22

Irinka написал(а):

в общем, дрессируется помаленьку)))

да.. и для этого никогда не рано)) на своем опыте убедилась))

Ундина написал(а):

я детям в год ничего не читала)))

я с 8 мес и тому и другому.. рисовала книжки типа гуси-гуси га-га га

Irinka написал(а):

Настя в 8 месяцев уже начала говорить: мама, баба, потом и папа)))

они в унисон с Андреем)))

Irinka написал(а):

Кстати, да)) мы Дане купили интерактивную азбуку))

говорят вредно, но я не верю.. У Сашки азбуки уже в прошлом, а вот таблица умножения очень хорошо идет

23

Ерширия написал(а):

говорят вредно, но я не верю..

почему вредно?

Ерширия написал(а):

У Сашки азбуки уже в прошлом, а вот таблица умножения очень хорошо идет

:cool:
ну... думаю Дане таблицу умножения всё же рановато пока http://uploads.ru/i/O/f/X/OfXMh.gif

24

Irinka написал(а):

почему вредно?

типа не так память тренируется.. типа опасность в них.. Но я слышала звон, не знаю где он.. да и не верю.

25

Сереже начала читать лет с 3 до этого он книги не любил и пытался их рвать и грызть, Кира соответственно с ним вместе слушала почти с рождения

Сережа говорить начал в 2,4, тогда же знал все буквы и цвета (около 15), в 2,9 собирал пазлы из 15-20шт., в 4,5 начал теребить меня учить его читать, в 5 научился, сейчас читает все подряд (вывески, то что я за компом пишу, книжки немного), Р не получается пока, гортанный иногда проскакивает

Кира начала говорить в 1,10, буквы не знает до сих пор (ну может штук 5), в 2,5 примерно наконец запомнила все цвета (около 15, но синий иногда путает), пазлы не собирает вообще даже из 6 шт., но говорит хорошо, знает очень много песенок и стихов из садика

к чтению у кого какие способности и интерес видимо..


Вы здесь » МАМА plus » Вопросы воспитания и развития » Если ребенок не хочет и не любит... >>...читать самостоятельно