Жумбактас-В северной части озера Боровое (Аулиеколь) между отрогами Кокше и Темиртау глубоко в берег вдается залив. Посредине залива - каменный остров -нагромождение выветривших матрасовидных пластов гранита. Скала эта - Жумбактас (Камень - загадка) напоминает то ли таинственного Сфинкса с застывшими бесстрастными чертами, то ли задумчивого юношу с развивающейся по ветру копной волос. Это все зависит от фантазии и воображения человека. Если идти от кордона к поляне Аблай Хана, то вначале от кордона, если взобраться повыше, то мы увидим сверху профиль мультфильмов - с кого Чебурашку, далее от лодочной станции - профиль красивой молодой девушки, медленно идете вдоль и профиль молодой девушки превращается в профиль старушки, а если подплыть к нему со стороны санатория "Окжетпес", то можно разглядеть морду загадочного зверя (Сфинкс). В одной из легенд про Окжетпес говорится, что это плененная калмычка, упавшая с вершины Окжетпеса.
Пещера Кенесары-Пещера находится на южном берегу озера Боровое (Аулиеколь) в 6 км. от санатория Окжетпес на середине небольшого скального возвышения. По каменным ступеням легко дойти до входа в пещеру. Площадь пещеры никак не меньше, чем у восьмиканатнои юрты. Сверху, как в юрте, шанырак (свод). Перед пещерой большая площадка, откуда хорошо видна панорама озера.
Трон Абылайхана и поляна Абылайхана-О хане Абылае - хане Среднего жуза народ сложил, сохранил в немеркнущей памяти множество легенд, сказаний и поэм...У подножья знаменитой горы Кокше есть священное место для казахов - естественный гранитный трон Абылай хана и поляна Абылай хана - уникальный памятник живой природы, который характеризуется особым микроклиматом. Здесь наблюдается особая активность солнечного сияния, обилие биологически активных ультрафиолетовых лучей, под воздействием которых организм человека "омолаживается"...
ТАСКАМАЛ (каменная крепость)- Если выехать из г. Щучинска и поехать к санаторию "Окжетпес", то ваш путь будет лежать через сосновый бор и поднимется на небольшую возвышенность. Отсюда тропинка ведет вверх, и вы упретесь в каменную стену. Она сложена из больших камней. Мы удивляемся, каким образом были созданы египетские пирамиды, но и стена в Бурабае также заставляет задуматься о силе человеческого духа и его возможностях. Самые маленькие здешние камни едва ли смогут сдвинуть десять сильных мужчин.
А чтобы еще поднять на эту высоту?.. А для того, чтобы каждый камень обточить со всех сторон, подогнать друг к другу, сложить один к одному? Сколько нужно было времени, сил и умения, инженерных знаний!
Пещера любви, Настасьина гора-Сары-Арка свято чтит имена своих любимцев. Один из них Балуан Шолак (Нурмагамбет Баймурзин). Еще при жизни о нем слагались легенды. Был он человеком, щедро одаренным природой. Мало кто из батыров вольной степи мог соревноваться с ним в силе, ловкости, меткости глаза и твердости руки. Послушны были ему самые резвые скакуны, степь считала его сыном и всегда была ему открытой и доверчивой. Он был непривзайденным, виртуозным домбристом - домбра пела в его руках, вторя его задушевному голосу, рассказывая вместе с ним слушателям о любви, верности, дружбе... В каждом ауле у Балуана Шолака были надежные друзья, которые любили его, почитали его, как несказанно талантливого, одаренного человека, великого как в своей гениальности, так и в простоте отношений с теми, кто уважал и почитал его.
Жекебатыр-В одном из аулов родился и рос джигит необыкновенной природной силы, смелости и отваги. Пока был молод, не особо стремился выделяться их среды сверстников. Веселился, как все, особых забот не зная. А когда возмужал, набрался опыта, стал пристальней всматриваться в окружающее, осмысливать его, то будто пелена упала с глаз. Разглядел он нищету беспросветную, горе народное: аулы то и дело подвергались набегам врагов, многих постигала участь рабов, от прежних стоянок и кочевий не оставалось и следа. Не умели жить мирно между собой и сами казахи - враждовали между собой из-за пастбищ, невест... Зависть, корысть, мстительность нередко приводили к кровавым побоищам...
Горы и легенды-"Лучше гор могут быть только горы" - так пел о них В.Высоцкий. Да это и действительно так. Что поражает в первую очередь человека в степном Казахстане? Конечно, же, величество гор, которые в сочетании с голубыми зеркалами озер, великолепным сосновым бором создают неповторимую по своей красоте панораму здешних краев. Не напрасно исследователи зовут его "Казахстанская Швейцария". В 1938 году в Нью-Йорке на международной выставке "Бурабай" занял второе место по красоте среди курортов СССР. Красоту пейзажа урочища впервые в поэтической форме описана поэтом Сакеном Сейфуллиным в поэме "Кокшетау"
Окжетпес-Величественная скала Окжетпес (в переводе на русский язык - не долетит стрела). Высота ее не превышает трехсот метров над уровнем моря. Она украшение берега озера Аулиеколь (Борового). По свидетельствам, об этой скале было сложено более шестнадцати легенд и сказаний. При написании своей широкоизвестной поэмы "Кокшетау" поэт, государственный деятель Сакен Сейфуллин обращался к этим живительным источникам народного художественного творчества и придал им особый смысл, особое звучание. Великий поэт казахского народа, мастерски владея словом, сумел точно, талантливо передать суть легенды Окжетпес и она, по-новому озвученная им, стала символом любви и верности, женской чести и достоинства. О скале Окжетпес наиболее известны в народе три легенды.
Скала АЮТАС или Пахомовка-На берегу озера Боровое (Аулиеколь) в северо-западной его части находится причудливая скала башня. Она обрывиста над водой, но с северной стороны доступна самым неопытным туристам любого возраста. Названа она в честь отставного генерала Пахомова, который первым в этом краю построил дачу. Было это в восьмидесятые годы XVIII века.
На вершине горы, на ровной площадке находятся две сросшиеся гранитные глыбы, которые в лучах солнца очень похожи на медведя и кабана: медведь присел у края обрыва и заглядывает в пропасть, а кабан подкрадывается к нему сзади, хищно приподняв клыкастую морду.
Бурабай-...Бура был молчаливым, замкнутым, напрасно не нарушал покоя степняков. Любил он только гулять, пастись у подножья Кокше, утолять жажду холодной озерной или родниковой водой.Но как только беда, джут или война надвигались на родной край или народу грозило какое-нибудь несчастье, Бура тут же преображался. Птицей взлетал он на вершину Кокше и трубил громко и протяжно. От его рева содрогались горы и леса, замирали степи, травы и цветы, стада в тревоге сбивались в кучу, скулили псы, взлетали с насиженных мест птицы, разбегались звери. Услышав тревожный клич, люди, если это был очередной набег врагов - джунгар, собирались вместе, забивали скот в жертву небу, точили мечи и копья, мастерили луки и стрелы, надевали поверх доспехов белые рубахи, готовились с честью встретить грянувшую беду...