Арарат-символ Армении
Название «Арарат» объясняют по-разному. Армянский средневековый историк Моисей Хоренский утверждал, что оно произошло от слов Арай-Арат («погибель Арата»). Арат I был седьмым армянским царем. Он отказался жениться на ассирийской царице Семирамиде, возбудил этим ее гнев и был убит в 1747 году до нашей эры в сражении с ассирийцами. Другие выводят «Арарат» от названия корабля «Арго», на котором аргонавты приплыли в Колхиду; венецианский путешественник Марко Поло от слова «арк», что по-армянски означает «ковчег». Но наиболее достоверным является: «Арарат» от др.-евр. искаженого ассирийского «Урарту»: так ассирийцы называли страну, в древности занимавшую территорию будущей Армении. В центре этой страны находилось озеро Ван (Урарту поэтому часто именуют Ванским царством) и гора, ныне именуемая Арарат. «Урарту» на ассирийском языке дословно значит «нагорье, возвышенность» и точно соответствует тому, что ныне называется Армянским нагорьем.
Согласно Библии к вершине горы Арарат пристал спасшийся от всемирного потопа Ноев ковчег[8], а Ной, выйдя из ковчега, насадил виноградную лозу и напился перебродившего виноградного сока, положив тем самым начало виноделию (Бытие 9:20-21). Так же по преданию, на вершине Малого Арарата звездочеты-волхвы наблюдали за движением небесных светил. В ночь Рождества Христова они увидели пророческую звезду и, спустившись с вершины, пошли в Вифлеем.
Вавилонский летописец Беросс в 275 году до н.э. упоминает:
«...корабль, который в Армении опустился на грунт», «...смолу с корабля соскабливали и изготовляли из нее амулеты»
В упоминает иудейского летописца Иосифа Флавий говорится
«Одну часть корабля можно обнаружить еще и сегодня в Армении. ...Там люди набирают смолу для изготовления амулетов...»
В I век Николай из Дамаска упоминает:
«...в Армении есть высокая гора, называемая Барис, на которой находили спасение многие беглецы от всемирного потопа. Там же на вершине этой горы, остановился один человек, приплывший в ковчеге, обломки которого сохранились там на долгое время».
Несмотря на столь авторитетные свидетельства, известность горы была принесена в Европу путешественниками, странствовавшими по Азии. До этого времени предание о потопе не связывалось в Европе ни с какой конкретной известной горой. И названные в Библии Араратские горы — место выхода Ноя из ковчега — указывались так же неопределенно, как и место рая. Рассказы путешественников о виденной ими снежной вершине, которая является библейской Араратской горой, быстро распространились по всей Европе, а потом вернулись на свою родину — в Армению.
В XIII век итальянский купец и путешественник Марко Поло в своей книге «Путешествия венецианца Марко Поло» упоминает:
... Вы должны знать, что в этой стране Армении, на вершине высокой горы покоится Ноев ковчег, покрытый вечными снегами, и никто не может туда, на вершину, забраться, тем более что снег никогда не тает, а новые снегопады дополняют толщину снежного покрова. Однако нижние слои его подтаивают, и образующиеся ручьи и реки, стекая в долину, основательно увлажняют окружающую местность, на которой вырастает густой травяной покров, привлекающий летом изо всей округи многочисленные стада травоядных крупных и мелких животных.
Арарат считается едва ли не самым известным символом Армении со времен существования государства Урарту, на территории которого находился Арарат, давший название всей стране и изображён на её гербе. На имеющем форму щита гербе независимой Республики Армения, отказавшейся от советской геральдики, Арарат сохранился и дополнен изображением Ноева ковчега.
НА ФОТКАХ ГЕРБ АРМЕНИИ, ПОКАРЕНИЕ ВЕРШИНУ АРАРАТА И ПОТЕТ АРАРАТА ВЕЛИКИМ АРМЯНСКИМ ХУДОЖНИКОМ -АЙВАЗОВСКИМ И ВИД АРАРАТА С ЕРЕВАНА