В первое время ребенок без их помощи научится следить глазами, хватать, т.е. перебить естественный ход его развития невозможно. Если говорить об истории развития игрушек, то первоначально детям такого возраста игрушки не предлагались. До года главной целью было так запеленать, укутать и положить, чтобы он не мешал сельскому хозяйству или личному занятию. Игрушки начинали появляться после года, когда ребенка уже было физически не удержать, ему нужно было что-то брать в руки и, это было то, что попадалось. Игрушки личностные (лошадки, куколки и т.д.) это были предметы культа, как принято думать, детям они попадали в руки не раньше 5-6 лет. Если говорить про современную индустрию игрушек, то ребенка без игрушек мы представить не можем. Сейчас появилось понятие «развивающая игрушка», но на самом деле, любой предмет, попавший ребенку до года является развивающим, поскольку его развивает все, что он чувствует, видит и осязает. Все специально придуманные игрушки призваны больше выполнить ту функцию, которую раньше выполняло жесткое пеленание и кроватка: отстранить ребенка от мамы, т.е. ребенок чем-то занимался и у мамы при этом было время. Если идти по этапам его развития, как он видит и как слышит, то здесь никто нового ничего не придумал, поскольку сначала ребенок все хорошо видит и слышит, а значит игрушки нужны и визуальные и слуховые, те же самые погремушки. В дальнейшем ребенок уже научается хватать, ползти и т.д. и в дальнейшем игрушки будут обеспечивать его пожелания.
Сама по себе игрушка развивающей спонтанно не станет. В первую очередь имеет значение материал, и дерево предпочтительней пластмассы. Во вторую очередь имеет значение цвет, здесь есть тоже парадокс, что игрушки не должны быть яркими, а постельных и естественных цветов, потому что чем ярче первые впечатления, чем больше стимул, тем сложнее будет увидеть потом все цвета и оттенки. Увидев красное, потом сложнее увидеть оттенки красного. Задача производителей игрушек – продать. На очень яркую ребенок быстрее потянется, чем к менее яркой и неброской. Здесь, если выбирать между развитием и тем, чтобы ребенок быстрее заиграл, то лучше выбрать игрушку не яркую и не громко звучащую, т.к. после яркой предложить уже будет нечего. Этим мы отсекаем ребенку большой пласт оттенков и звуков, которые он в дальнейшем просто не захочет слышать, поэтому более развивающей будет деревянная некрашеная игрушка, чем очень дорогая, разноцветная, которая ко всему еще сильно пищит и звенит.
Весь первый год рассчитан, чтобы ребенок осваивал собственное тело, тренировал слух и т.д. Можно просто ему дать в руку эту погремушку и он сам будет греметь, а можно позаниматься с ним маме, т.е. погреметь от правого ушка к левому, за спинкой, чтобы ребенок поискал откуда идет этот звук. Словесно комментировать не обязательно, но нужно понаблюдать за ребенком, поворачивается, ищет ли он этот звук. Но мы часто забываем, что погремушка то есть, но кроме нее присутствуют разные дудочки, колокольчики и просто звуки в квартире. Это и есть развивающие занятия с ребенком, когда мы предлагаем не только послушать погремушку, которую положили ему в кроватку, а разные звуки, которые его окружают, и даже не просто послушать, а еще и поискать их, откуда исходят, потише они или погромче и т.д.
У ребенка нервная система еще не такая устойчивая, и если дать ему сразу несколько ярких игрушек, то он сразу от них отвернется, потому что это очень большая нагрузка на него: и сенсорная, и звуковая, и зрительная. Интуитивно ребенок выберет то, что не будет его сильно раздражать и нервировать, а все остальное он просто отсечет, потому что не сможет пока воспринять и через себя пропустить. Если ребенку предложить две игрушки: яркую и не яркую, то он выберет яркую, поэтому здесь выбор остается за родителями, что они хотят: получить более развитую личность или предложить ему все готовое. Этим объясняется то, что купив ребенку игрушку, он поиграв с ней пару дней забрасывает в угол и забывает про нее. Однако если эти игрушки сохранить и достать малышу, которому уже два года, он все равно возьмет их, будет с ними играть, и играть совершенно по-другому, не так, как он играл в них в месяц или два. Все это тоже связано с законами развития нашей психики, потому что ребенок до первого года жизни нацелен на то, чтобы познать свое тело, пространство и т.д., а ребенок после года направлен на то, чтобы познать свойства предмета, он будет манипулировать и изучать их. Если ребенку в год или в два дать пирамидку он не будет насаживать эти колечки, он сперва постучит стерженьком, снимет колечки, покрутит их. В конечном счете будет делать совершенно не то, что от этой игрушки изначально требуется, он изучит ее со всех сторон, а уж потом будет нанизывать эти колечки, т.е. делать то, что задумано взрослым. Ребенок первого года жизни, скорее всего, игрушку потянет в рот, потому что у него режутся зубки и там все чешется, и вообще потому, что у него хватательные рефлексы: все это нужно схватить и к себе пододвинуть. Когда ребенок начинает ползать, игрушки он старается толкать перед собой, так как игрушка, находящаяся на веревочке сзади считается пропавшей, поэтому многие мамы видят, когда ребенок что-то тащит за собой, то он идет спиной. Также ребенок не стремится играть сам с собой, так как в это время ему не органично находиться в одиночестве. Ребенок до года может находиться один в том случае, если он поел и физически у него все комфортно. Тогда он может отвлечься на что-то еще: музыкальную шкатулку, погремушку, но все равно это будет длиться не дольше десяти минут. От детей обычно родители требуют большего, хочется, чтобы ребенок пролежал достаточное количество времени спокойно, но это свойственно детям, скорее с нарушением психики, чем нормальному здоровому ребенку. Просто у них очень маленький запас самостоятельного общения и этот запас нужно постоянно подпитывать. Если ребенок полежал десять минут, к нему должна подойди мама и поговорить с ним, тем самым он пролежит еще десять минут. Непрерывно час ребенок лежать спокойно не будет, ему нужно знать, что его не бросили, все рядом и, естественно, он будет звать маму. Уже примерно к году ребенок сможет находиться сам около сорока минут, требовать от него больше будет очень тяжело, даже в это время он должен быть сытый, сухой и довольный. Как правило, мамы про это забывают, отсюда возникают непонимание того, что ребенок и физически, и психологически один находиться не может, а главное не должен.
Как правило, дети, требующие общения – это дети, которым его действительно не хватает. Когда мама говорит, что она постоянно с ребенком, она на самом деле не с ним. Выясняется, что она пошла разговаривать по телефону с подружкой или что-то готовит на кухне, при этом она не с ребенком. Малышу необходимо непосредственно личностное общение: обращение по имени, держание за ручку и т.д., именно такого десятиминутного общения хватит на дальнейшее его самостоятельное присутствие.
С маленькими детишками нужно играть в разного рода телесноориентированными играми, т.е. весь первый год жизни направлен на то, чтобы ребенок сориентировался в своем теле: понял где у него ручки, ножки, как они двигаются и что он может от них получить. Если эти игры сопровождаются простым стишком, то это самые нужные и актуальные игры. Многие мамы, прошедшие курс массажа, а потом начинающие играть с ребенком, соглашаются, что это тот же самый физический массаж, который нам делал врач из поликлиники, только с песенкой, поэтому он очень нравится детям, потому что это мама и все очень эмоционально окрашено. Эмоциональные отношения с мамой в первые годы жизни очень хорошо сказываются на ребенке, ему это забавно и интересно, так как помимо массажа с ним еще и поговорили. Ранее с детьми в такие игры играли все, сидящие с ними бабушки, дедушки, няни и мамы. Все передавалось по наследству из поколения в поколение, однако сейчас, к сожалению, это все приходится собирать по крупицам, искать в книжках, восстанавливать и повторять все заново. Это игры с ножками, ручками, головой, глазками, где все интересно и предлагает ребенку познакомиться и со своим телом, и со всеми предметами, что его окружают. Самые простые игры – поглаживания, растирания, которые переходят к году, в них проигрываются самые типичные движения, которые малыш может освоить: хлопки, хлопанье руками, верчение вокруг себя, приседания, только все это обличено в стишок, где не просто так, а сделано в ритме. В любом случае вначале все мамой делается за ребенка, существует очень много игр при купании, кормлении, все тоже сопровождается стишками, которые комментируют происходящее. Стоит заметить, что ребенок не испытывает скуки, той, что в понимании взрослого. Ребенок может испытывать нехватку впечатлений, скорее это похоже на отсутствие стимулов, они могут быть и зрительные, и слуховые, но в первый год жизни это тактильные ощущения, которых ему не хватает. Например, когда ребенок не может залезть руками в еду, потрогать свои мокрые штанишки. Сейчас мир устроен таким образом, что ребенок не бывает мокрый, грязный, у него кружки-непроливашки, слюнявчики устроены так, что из них ничего не вытекает. Все это способствует нехватке ощущений, что приводит к депрессивным состояниям и может привести к последствиям. Если ребенок этого всего недополучил в детстве, живя в стерильной квартире, может вырасти чистоплюем, у которого появляются различные фобии и мании, и что самое главное, дети подобного настроя не рисуют, не лепят из боязни испачкать руки. Кроме этого, это могут быть дети, которые сознательно ищут грязь, они залезают в различные песочницы и очень часто пачкаются, что приводит в ужас родителей.
Subscribe.Ru