МАМА plus

Объявление




Всем привет!!!

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » МАМА plus » Культпросвет » Головино, Михалково>>истории Москвы с картинками


Головино, Михалково>>истории Москвы с картинками

Сообщений 1 страница 8 из 8

1

Специально для Снега - жителя данной местности ))

Головино.

Название этого селения, находившегося на месте нынешнего Кронштадтского бульвара и Смольной улицы, происходит, по мнению некоторых исследователей, от прозвища боярина И.В Ховрина-Головы.
   В Смутное время Головино превратилось в пустошь. В 1614 г. она была в поместье "за Гаврилом Васильевым сыном Хлоповым". Захудалый дворянский род Хлоповых едва не возвысился в годы царствования первого Романова - Михаила Федоровича,
http://s53.radikal.ru/i140/0807/26/a66d54fbe034.jpg
который выбрал себе в жены Марию Хлопову.
http://s48.radikal.ru/i121/0807/73/6ae7e60148a7.jpg
Но интриги Салтыковых, родственников со стороны матери молодого царя, расстроили свадьбу; невесту сослали в Сибирь, и опала легла на весь хлоповский род. Лишь спустя много лет Хлоповы оправились от этого удара.
В 1635 г. Г. Хлопов покупает часть земли, приписанной к Головину, а через два года выкупает и все поместье. Головинскую вотчину он передает своему сыну Ивану Несправе, но тот владеет ею недолго и "во 147 (1639) год та Иванова вотчина Хлопова справлена за детьми ево за Дмитрием, за Иваном да за Василием Хлоповым". В 1683 г. Головине отмечается как деревня, а в писцовых книгах Московского уезда 1685 и 1686 гг. пишется сельцом. Небольшое, в несколько дворов, сельцо делится многократно среди Хлоповых, пока один из них - Иван Иванович - не продает доставшуюся ему часть сельца в 1737 г. советнику Семену Молчанову.
В 1750 г. камергер Алексей Андреевич Хитрово покупает часть Головина у одного из владельцев, Николая Хлопова, а через три года еще одну часть - у Молчанова. Таким образом, ко времени Генерального межевания сельцо Головино находится в руках у двух хозяев: большая часть принадлежит А.А. Хитрово, который владеет 113 десятинами 377 саженями земли с 4 дворами и 19 крестьянами, и меньшая - Федосье Александровне Хлоповой, имевшей 41 десятину 1 868 саженей земли и 12 дворовых (крестьян у нее не было). Стояли в сельце два господских дома, окруженных садами. Сельцо располагалось на суходоле, "земля иловатая, хлеб и покосы средственные".
Головино на протяжении XVIII столетия очень часто меняло владельцев. Сын А. Хитрово, полковник Николай Алексеевич продал имение Г. И. Бестужеву, от которого оно
перешло к бригадиру Алексею Ивановичу Голохвастову. А в 1788 г. надворный советник И.П. Перелывкин продал сельцо за 2 000 рублей лейтенанту Михаилу Родионовичу Хлебникову, семья которого владела сельцом довольно продолжительное время. Жили Хлебниковы на Маросейке.
Здесь Михаил Родионович скупил несколько владений и в 1782 г. выстроил трехэтажный дом по проекту, как утверждают, В. И. Баженова.
http://s55.radikal.ru/i148/0807/ab/31a78a0e9563.jpg
А в 1793 г. продал этот дом за 120 000 рублей серебром своему шефу - генерал-
фельдмаршалу графу П.А. Румянцеву-Задунайскому, у которого служил секретарем. Сейчас здесь (Маросейка, 17) размещается посольство Белоруссии.
http://s61.radikal.ru/i174/0807/8f/e4d8f374c73b.jpg
На рубеже веков хозяином сельца становится майор Иван Михайлович Хлебников. Экономические примечания отметили в это время "сад регулярной с ран-жерею копаной". По 7-й ревизии (1816) сельцом владеют "подполковница Агапия Филипповна и сын ея майор Петр Михайлович Хлебников". Сельцо увеличилось незначительно - 11 дворов с 72 крестьянами и 16 дворовых.
В 1850 г. Головином владеет полковник Михаил Михайлович Обольянинов. Сельцо словно остановилось в своем развитии - те же 11 крестьянских дворов, а число душ даже уменьшилось до 60 крестьян и 7 дворовых. Часть крепостных помещик перевел в другое свое имение, в Калужскую губернию.
Ко времени перехода усадьбы в руки Головиных она выглядела типично помещичьей. Главный дом - одноэтажный с парадного фасада и двухэтажный со двора. С домом соединялся крытой террасой длинный деревянный флигель, предназначенный для торжеств и балов. На парадный фасад выходили огромные окна, протянулась во всю его длину терраса, которая служила танцевальным залом. В старинном парке с широкими липовыми аллеями находился маленький пруд, а за ним была небольшая роща.
При входе в парк, справа, была построена небольшая оранжерея. Она особенно славилась своими персиковыми деревьями, подобных которым не было даже в Царскосельских дворцовых оранжереях. Придворный садовник Хейдерн был специально командирован в Головине за ними. Этот чудный сорт совершенно зеленых, крупных персиков "Венус" отличался особенным вкусом и ароматом.
Садовник Гаврила, живший с семьей при оранжерее, всегда имел наготове ярко вычищенный самовар к услугам окрестных дачников, прибывавших целыми семьями в Головинский парк с корзинами, запасами всякой снеди, чтобы расположиться на лужайке под тенью вековых деревьев и пить чай.
Очень религиозная, склонная к мистицизму, В. И. Головина совершала паломничества в Троице-Сергиеву лавру, Оптину пустынь, вела активную переписку с видными деятелями церкви. В подвале ее московского дома (Б. Успенский пер., 10) она устроила приют для странников и богомольцев.
С   1869 г. в усадьбе поселился крестьянин Рязанской губернии И. И. Гулин.   Отвергнув мирскую жизнь, он тайно был пострижен в монахи под именем Михаила, а затем и в схимонахи под именем Николая. С разрешения Головиной ему поставили небольшую хижину в глубине рощи.
По просьбе Николая владелица приняла двух девиц, его духовных сестер, крестьянок М.М. Стрельникову и Е.Я. Муравьеву, посвятивших свою жизнь Богу. Вскоре к ним присоединилась еще одна девица - Е.К. Репина. Они привезли с собой икону Казанской Божией Матери, написанную академиком византийской живописи В.В. Васильевым (1828-1898). В честь этой иконы получил название и сам монастырь.
В 1872 г. в усадьбе поставили двухэтажный терем, в верхнем этаже которого устроили домовую Спасскую церковь, а нижний был занят кельями, где жили послушницы. В этом же году Гулин, совершая паломничество в Оптину пустынь, скончался. Девицы, похоронив учителя, вернулись в Головино.
Однажды в доме Головиной встретились иеродьякон Данилова монастыря Серафим, юродствовавший во Христе, пользовавшийся большим уважением среди московского купечества, и купец Н.И. Сидоров. Результатом их общения стала покупка Сидоровым 8 десятин земли, на которой он устроил дом-богадельню на 20 человек.
В.И. Головина умерла в 1880 г.; ее дочь С.Н. Слепцова, выйдя замуж, была представлена ко двору; ее мало интересовала головинская община; В мае 1881 г. еще 75,5 десятин земли с лесом и постройками перешли к Сидорову.
Купец обратился с просьбой к Московскому митрополиту Макарию учредить в сельце Казанскую женскую общину. В прошении он указывал, что жертвует свое имение в пользу общины. Вскоре Синод вынес решение об учреждении общины.
В следующем году за очень короткий срок возвели деревянную на каменном фундаменте церковь Казанской иконы Божией Матери.
http://s58.radikal.ru/i162/0807/1a/55cd53d00bb3.jpg
Сидоров на свои деньги снабдил церковь всем необходимым для богослужения. 19 октября 1882 г. церковь была освящена Московским митрополитом Иоанникием. Начальницей общины выбрали одну из первых насельниц - М.М. Стрельникову, позже она стала и первой настоятельницей под именем Магдалины. Муравьеву посвятили в казначеи, а Репину в благочинные. В 1885 г. именным указом Александра III за общиной была закреплена подаренная земля; 7 марта 1886 г. Синод постановил переименовать общину в Казанский Головинский общежительный монастырь со штатом из 15 монашествующих и стольких же послушниц. Этот год и
считается годом основания монастыря.
       Каменный соборный храм Живоначальной Троицы с двумя приделами - Марии Магдалины и Черниговской Божией Матери - построил в 1887 г. вологодский купец М.Н. Киселев в память умершей жены, и он же на свои деньги снабдил его всем необходимым.
http://s42.radikal.ru/i096/0807/3f/67e0c36239c9.jpg
Своды и стены храма расписаны за счет рогачевского крестьянина П. В. Корнева. В монастыре построили двухэтажное здание, нижний этаж которого заняла больница, а верхний - богадельня. В этом же корпусе находилась церковь св. Акилины, построенная на деньги Воскресенской купчихи Акилины Смирновой, принявшей тайный постриг под именем Рафаилы. На средства благотворителей возвели еще два корпуса: для настоятельницы и для братии с трапезной и пекарней. Расцвета обитель достигла при игумении Олимпиаде, вступившей в управление в 1893 году. При ней возводится больничный корпус с церковью св. муч. Акилины на средства Воскресенской купчихи Акилины Смирновой. С помощью других благотворителей возводятся двухэтажный кирпичный корпус келий, трапезная, амбары, погреба и другие хозяйственные постройки. При монастыре были иконописная мастерская, больница, богадельня, школа рукоделия. Работа школы рукоделия – золотое шитье с жемчугом – в 1900 году получила Grand Prix на международной выставке в Париже!
В 1901 г. здесь появилась школа. Обитель постоянно росла и благоустраивалась; перед первой мировой войной в монастырских стенах жили 150 монахинь и послушниц. Деревянные постройки сменились каменными строениями, была возведена каменная ограда. Монастырь сдавал в аренду свою землю под застройку дач. Всего монастырю принадлежало 63 с лишним десятины земли и 75 десятин дровяного леса в соседней Ростокинской волости.
Крестный ход
http://s40.radikal.ru/i087/0807/67/6b11ea24cabf.jpg
В 1911 г. в связи с 25-летием монастыря было решено заложить новую каменную колокольню, так как старую деревянную приходилось часто ремонтировать, и вид у нее был невзрачный.
По проекту А.А.Латкова возводится колокольня высотой 25 сажен (свыше 32 м) – по количеству лет, прошедших с момента основания обители.

Закладка новой колокольни происходила 8 июля, в день престольного праздника в честь Казанской иконы Божией Матери. В основании заложили медную доску с памятной надписью.
http://s59.radikal.ru/i163/0807/8f/2a5e41aab34b.jpg
Пожалуй, это было последнее радостное событие в создании и строительстве обители. Наступившие трудные времена сказались и на монастыре. В первую мировую войну сестры активно участвовали во всех начинаниях тыла: помощи раненым, сборе теплых вещей, книг для фронта.
Да и отношения с советской властью в первое время были если не теплыми, то вполне нормальными. В 1919 г. Никольская больница развернула в монастыре госпиталь, и Наркомат здравохранения выделял ежемесячно по 500 рублей на его содержание (сумму скорее символическую). Но по окончании гражданской войны настали тяжелые времена. Во время голода 1921-1922 гг. началась кампания по изъятию церковных ценностей. И хотя иерархи сами предложили помощь, советская власть отказалась от нее, потребовав полной конфискации всех драгоценностей, облачений, утвари, в том числе и той, что была необходима при богослужении. Начался повальный грабеж церквей и монастырей. Не
миновала чаша сия и Головинский монастырь. В апреле 1922 г. здесь реквизировали 9 пудов 1 фунт 23 золотника), есть свыше 144 кг) ценностей. Следует отметить, что это общий вес, куда входили не только драгоценные камни и металлы, но и арматура, их скрепляющая, облачения и прочее.
По некоторым данным изъятые ценности направлялись не столько на помощь голодающим, сколько на уплату репараций по Брестскому миру, тем более что Запад отказался продавать хлеб Советскому правительству и, если бы не помощь Ф. Нансена, число погибших от голода и болезней могло быть гораздо больше. После ограбления жизнь в монастыре продолжалась. Сестры по примеру других обителей организовали трудовую артель. Фактически она уже существовала, созданная самим образом жизни в монастыре, и лишь оформилась в советское время как один из способов выжить. А трудолюбия монахиням было не занимать. Вспомним рукодельную мастерскую обители, ее сельскохозяйственные производства. А молочную ферму Головинского монастыря окрестные жители вспоминали десятки лет спустя после закрытия обители.
Очередная кампания советской власти в борьбе с религией была направлена против так называемых "лжеартелей", созданных в монастырях. Какие только обвинения не звучали в их адрес! В 1923 г. добрались и до Головинского монастыря. По постановлению президиума Краснопресненского райсовета земледельческая артель монахинь была распущена. Вопрос о том, имел ли право райсовет города Москвы распускать организацию, находящуюся в юрисдикции совета Ульяновской волости Московского уезда, даже не стоял.
Но еще некоторое время монахини влачили свое существование в обители, тем более что большинству из них просто некуда было деться. В стенах монастыря устроили общежитие для рабочих расположенной неподалеку в Михалково тонкосуконной фабрики им. П.Алексеева (быв. Йокиш) (о которой я расскажу в дальнейшем), студентов и военнослужащих. Окончательно монастырь закрыли в 1929 г., послушниц распустили по домам, монахинь – выслали. В этом году еще слышали праздничный звон колоколов на Пасху, видимо в последний раз. Послушниц распустили по домам, а сестер, как и практиковалось в те годы, выслали в места отдаленные.
 
Время закрытия монастыря совпало с созданием советской крепостнической системы: началом коллективизации. Организовали колхоз и в Головине. По переписи 1926 г. в селении насчитывалось 40 дворов и 227 жителей, преимущественно крестьян. Как писала районная газета "За темпы" (пос. Сходня) "коллективизацией охвачено 100%". Оказывать помощь колхозу обязали Никольский кирпичный завод.

Монастырь был обречен.
Спасская церковь – первая на территории монастыря – была превращена в общежитие, Троицкий собор перестроили в 4-х этажный жилой дом.
http://s42.radikal.ru/i095/0807/80/656aef3be274.jpg

Летом 1970 г. его снесли и на его месте возвели двенадцатиэтажный дом.
Двухэтажный больничный корпус с церковью св. муч. Акилины был снесен в конце 70-х…
http://s57.radikal.ru/i158/0807/5a/7712f7ea17d7.jpg
Главная святыня монастыря - икона Казанской Божией Матери, хранилась в специально построенной для нее церкви.
Колокольня тихо ветшала в московском дворе, пока в 1992 году не была приписана к храму Знамения в Аксиньино в качестве часовни.
Икона Божией матери при входе в колокольню.
http://s41.radikal.ru/i092/0807/ca/f2cb9e813c2a.jpg
После закрытия храм был обезглавлен, перестроен, к нему прилепили сарай, а в 1970 г. храм уничтожили. Икону удалось спасти; сейчас она находится в церкви Знамения (в бывшем селе Аксиньино). На монастырском кладбище, остатки которого также уничтожены к 1970 г., кроме захоронений клириков, жертвователей, семейства Иокишей, находились могилы художника-передвижника, академика К. В. Лемоха, его жены и внука Мити (являвшегося также внуком Д.И. Менделеева). В 1951 г. неподалеку от бывшего монастыря открыли новое кладбище, Головинское.
Из монастырских строений уцелела лишь колокольня, которая "до сих пор высоко возносит крест над округой, виднеясь на несколько километров, словно поминальная свеча по погибшему монастырю".

2

Катя, УРА!!! Открыла-таки долгожданную темку!
Очень интересно, спасибо!

3

Finesse, очень интересно. Спасибо за рассказ

4

Finesse написал(а):

интриги Салтыковых, родственников со стороны матери молодого царя, расстроили свадьбу; невесту сослали в Сибирь, и опала легла на весь хлоповский род.

Я вот никогда не могла понять: ну передумал царь жениться, или разлюбил жену свою - пусть она живёт себе в своё удовольствие где-нибудь. Нет, надо или в монастырь сослать, или в Сибирь, да ещё и осерчать срочно на всех родственников несчастной. Я вот смотрела фильм "Ещё одна из рода Болейн" - там та же история, таких ужасов женщина и её родственнички натворили, боясь, что король разлюбит её, потому что она не смогла родить ему сына, боялись, что весь род окажется в опале.

Finesse написал(а):

выстроил трехэтажный дом

Красота какая! Недурной домик для сельца...

Finesse написал(а):

по окончании гражданской войны настали тяжелые времена.

Когда читаю такое, понимаю, что сейчас ещё не всё так плохо, и даже, может, хорошо в общем. Какая же страшная история у России была всегда...

Finesse написал(а):

Из монастырских строений уцелела лишь колокольня, которая "до сих пор высоко возносит крест над округой, виднеясь на несколько километров, словно поминальная свеча по погибшему монастырю".

Да... грустно.

5

Finesse написал(а):

неподалеку в Михалково тонкосуконной фабрики им. П.Алексеева (быв. Йокиш) (о которой я расскажу в дальнейшем),

Буду очень ждать :flag:

Кошкина Мама написал(а):

Красота какая! Недурной домик для сельца...

Так он не в сельце стоял, а на Маросейке (центр)

6

Катюша, спасибо тебе огромное за рассказ!!!!!! Это именно то, что я у тебя просила - про историю монастыря! И ведь фотки раздобыла (я вот нигде нарыть не смогла)!!!
Хотя мне доводилось держать в руках реальную фотографию.... когда застраивался район этими пяти и двенадцатиэтажками... на них еще видно остатки монастырских стен.. очень печальная фота(((

Finesse написал(а):

Колокольня тихо ветшала в московском дворе, пока в 1992 году не была приписана к храму Знамения в Аксиньино в качестве часовни.

Так она и продолжает тихо ветшать... реставрацию не закончили до сих пор и колокольня все еще наглухо закрыта и никакого колокольного звона......

7

Арландина написал(а):

Так он не в сельце стоял, а на Маросейке (центр)

Точно, это я спросонья невнимательно прочитала))) Владел селом - построил дом, а слона Маросейку я и не заметила :confused:

8

Девы, СПАСИБО за отклики ))) Буду вам вывешивать еще... )) уже собираю инфу для следующего рассказа...


Вы здесь » МАМА plus » Культпросвет » Головино, Михалково>>истории Москвы с картинками