Как научить кроху застегивать ремешки на туфельках
Этому надо учить с 3,5-4 лет. Обычно в 4 года малыш вполне в состоянии сам себе завязывать шнурки, поясок, завязочки на одежде.Возьмите обычную рамку для шнуровки, саму простую, где по обе стороны будет не менее 10 дырочек. - вынимаем шнурок из рамки, складываем пополам на глазах у крохи. Таким образом мы нашли середину шнурка. Кладем сложенный шнурок вдоль дырочек, посередине. Убираем на мгновение руки, чтобы малыш присмотрелся, запомнил. Если его ручки так и тянутся попробовать самому – тихо, но твердо скажите: «Давай сначала я покажу, а потом попробуешь ты»
берем правой рукой левый конец шнурка и засовываем его в верхнюю левую дырочку, вытягиваем; то же делаем с правым концом шнурка, но засовываем его в правую верхнюю дырочку. Расправим концы шнурка по обе стороны от дырочек.
Правой рукой берем правый конец шнурка и просовываем его во вторую сверху левую дырочку, вытягиваем, выравниваем так, чтобы шнурки лежали параллельно.
То же самое делаем с левым концом шнурка, но уже всовываем его в правую дырочку.
Все это повторяем, пока концы шнурка не станут зрительно короче.
Эти действия можно закреплять и по частям, не обязательно, чтобы малыш запоминал все сразу. Например, сегодня вы показали ему, как делать первый шаг в шнуровке, пусть теперь попробует сам. Не забывайте переносить усвоенный навык в повседневную жизнь. Пускай малыш сразу же попробует зашнуровать платьице у куклы, а потом и свои ботиночки.
Напрасно многие мамы избегают покупать малышу обувь со шнурками и ремешками, предпочитая «липучки». Конечно, освоить «липучку» легче, чем ремешок , да и времени на сложные застежки уходит больше. Однако психологи во всем мире бьют тревогу: малыши разучились застегивать и завязывать обувь! Нередко встретишь 6-тилетнего первоклассника, не умеющего завязывать бантик. Что уж говорить о малыше 3-4 лет? А ведь чем младше кроха, тем быстрее и прочнее он усваивает любой навык, тем более, подходящий ему по возрасту. Кстати, в садиках воспитатели всегда упрекают мам, облегчающих повседневную жизнь своим чадам: в группах обычно не менее 15 человек, и если все поголовно не умеют себя обслужить (что не редкость!), сборы на прогулку затягиваются до невозможности. Итак, удивим воспитателей и научим 3-летенего карапуза застегивать свои туфельки.
° пальчиками левой руки придерживаем пряжку застежки, а пальчиками правой – держим ремешок почти за краешек
° просунем ремешок в пряжку и отодвинем его назад
° потянем ремешок в сторону, а теперь указательным пальчиком левой руки просунем «язычок» в нужную нам дырочку
° теперь кончик ремешка вставим в металлическую петельку пряжки, чтобы получились «воротики»
° нажмем пальцем на «воротики» , чтобы ремешок проскочил дальше
Готово!
Почти у каждого человека сохранились воспоминания, как он учился завязывать шнурки. Не у всех воспоминания остались хорошие, и многие такие родители принципиально не покупают своим детям обувь на шнурках. Некоторые дети и до семи лет не умеют завязывать шнурки. И это не является большой проблемой. Слава богу в современном мире появилось множество типов застежек кроме шнурков
, и проблему с завязыванием можно вовсе исключить. Хотя с другой стороны, лишние движения для пальчиков в детском возрасте очень полезны, и если ребенок освоит этот процесс, считайте что это еще одна развивающая гимнастика, которая еще и применяется в обычной жизни. Тем более если никуда не торопиться и проявлять терпение, научить ребенка завязывать шнурки не так и сложно.
Начинать тренировку лучше на снятом с ноги ботинке. В согнутом состоянии, еле дотягиваясь до своей ноги, пыл и страсть ребенка к обучению (если даже они были) очень быстро иссякнут. Итак, садитесь с ним вдвоем на диван, и кладете ботинок перед собой , носочком от себя, и медленно начинаете показывать как завязываете шнурки вы. Если вы моряк или специалист по узлам, и в завязанном состоянии шнурки на ваших ботинках напоминают поделку макраме, сбавляйте обороты и постарайтесь вспомнить как завязывается обычный бантик. Если бантик у вас получился как на рисунке с подписью « не правильно» значит вы всю жизнь завязывали шнурки на «бабушкин узел», а он хоть и простой в исполнении, имеет склонность постоянно развязываться. Обратите внимание на рисунок узла в начале статьи, по простоте он такой же, но гораздо надежнее. Повторите перед глазами у малыша процедуру завязывания пять - десять раз. Обратите его внимание, как завязывается первая часть узла: перекрещиваем шнурки и один из них оборачиваем вокруг другого. Дайте ребенку самостоятельно завязать первую часть узла, а так как она простая и проблем возникнуть не должно, оптимизм и приподнятое состояние духа на этом этапе обеспечены. Вот ребенком проделана операция по завязыванию первой части узла (пять - десять раз) и вы плавно подходите к самому сложному.
Способ ловим зайца: Быстренько завязываем первую часть узла, а дальше…Идет заяц, берем один конец шнурка и делаем петлю. И мы его….ловим!, обводим вторым шнурком вокруг петельки и формируя из него вторую петлю вытягиваем ее наружу (рисунок на вверху статьи). Из личного опыта скажу, что тренировка десяти слов написанных тут, особенно на этапе когда ребенок формирует из второго шнурка петлю, занимает не пару минут. И вам очень повезло, если ваше чадо освоило эту процедуру за один вечер. Честно говоря, в процессе, у меня пару раз возникало сложные узлы на шнурках ребенок тоже может научиться завязыватьжелание бросить обучение и перейти на обувь на липучках. Но… вспомнив славное прошлое своей родины и победы дедов, я собрался духом и выстоял. Мой ребенок уже научился завязывать шнурки, и появилась идея выучить пару новых узлов!….
Ну, как-нибудь в следующий раз
Пришейте две ленточки разного цвета к ткани. Разные цвета нужны для контраста, чтобы малыш четко видел, куда какую ленточку надо расположить. Ленты одинакового цвета сольются и возникнет путаница.
Разложите ленты по обе стороны от ткани. Правой рукой перекиньте правую ленту влево, а левую ленту – вправо.
в том месте, где ленты пересеклись, мы сделаем «воротики», то есть приподнимем пальцами этот «перекрест»
правый конец ленты просунем под «воротики», вытащим ленту, разложим по обе стороны. Вот и узел завязали!
пальчиками двух рук соединим концы левой ленты, сделаем «ушко». Держим его в самом низу пальчиками левой руки, правую убираем!
теперь пальцами правой руки берем правый конец за серединку и обматываем «ушко» вокруг. Когда путь правой руки закончен, и «ушко» обмоталось, указательным пальчиком просовываем серединку ленточки в образовавшуюся нашим витком дырочку. Но левая рука пока что крепко-накрепко держит «ушко» внизу.
перехватываем показавшееся второе «ушко» пальчиками правой руки, левую наконец-то отпускаем, беремся ею за левое ушко и тянем в разные стороны. Вот и бантик!
Поверьте, после 2-3 тренировок у вас не возникнет никаких трудностей, а у малыша 3,5-4 лет этот навык по наблюдениям Монтессори - педагогов формируется уже после 6-10 проб. К тому же это очень полезное упражнение для общего развития малыша. Дело в том, что перекрестные (рецепрокные) движения запускают работу обоих полушарий мозга. Формируются межполушарные связи, необходимые для успешного развития любого ребенка. Вот почему нейропсихологи так много времени уделяют обучению 5-леток даже ползанию: попеременное движение левой и правой сторон тела помогает преодолеть нарушенное развитие. После многократных и разнообразных упражнений на перекрестные движения ребенок заметно лучше начинает обучаться в садике и школе, улучшаются внимание, память, мышление.