Игры в дороге.
.
Эхо
Повторите какой-либо звук несколько раз. Можно слегка постучать по стеклу, пощелкать языком, повторить один слог (ла-ла-ла), потопать ногой и т.д. Пусть ребенок внимательно слушает и считает, сколько раз вы это проделали. Затем он должен повторить звук, подражая вам. Потом его очередь издавать звуки, а вам нужно сосчитать и повторить их. Наберитесь терпения, если ребенок делает что-то неправильно. Помните, что это не экзамен на его способности, а всего лишь игра, и чем больше вы упражняетесь, тем лучше он станет различать звуки.
Бабушкин сундук
Эта веселая игра укрепляет память и помогает сосредоточиться. Кто-то начинает говорить нараспев: «Я пошел на чердак и нашел…» — и называет любой предмет, какой захочет. Это может быть реальная вещь, а может быть и выдуманная. Например: «Я пошел на чердак и нашел фиолетовую собаку в желтую полоску (или подводную лодку, плавающую вверх дном, золотые карманные часы, трех марсиан, однорукую куклу)».
Второй повторяет: «Я пошел на чердак и нашел…» При этом он должен назвать предмет, который выбрал первый участник игры и добавить свой, продолжая рассказ. И дальше каждый следующий игрок повторяет все, что было сказано предыдущим, и прибавляет свое. Посчитайте, сколько предметов вы можете запомнить в последовательности к моменту завершения игры.
Разновидность этой игры — «дедушкин рассказ». Здесь тоже надо называть предметы, но только по алфавиту. Например: «Когда Джейн пошла на чердак, она нашла антилопу, а я нашел бабочку». Затем следующий игрок повторяет слова на «а» и «б» и добавляет слово на «в».
Придумайте сами упражнение для тренировки памяти, где последовательно перечисляются предметы и при каждом повторении добавляется новый. Призовите на помощь свою фантазию. Например, «я попал в странный зоопарк, где увидел крошечного красного слона, змею, одетую в ночные шлепанцы, коротышку-жирафа и т.д.».
«Т»-слова
По очереди выбирайте любую букву и, выглядывая из окна машины, ищите объекты, начинающиеся на нее. Если ребенок еще только учит буквы, помогите ему.
Когда в машине есть ребенок постарше, он может записывать названные слова, а дети помладше — рисовать предметы, которые они видели.
Попробуйте начать игру с буквы «Т» и внимательно следите из окна за транспортом, такси, тракторами, телефоном, трубами, трассами, троллейбусами, трамваями. Школьник может заметить также: трейлер, товарный поезд, театр, таксу, талон, толпу. Если иссякли все «Т», встречающиеся вам на пути, то можно называть любые другие слова на эту букву: танец, тапочки, тарелка, творог, телевидение, телега, теленок, телескоп, тело, темп, температура, теннис, тень, теплота, термометр, территория, тесто, тетрадь, тигр, товар, тема, темнота, тина, толчок, тормоз, толстяк, трещина, томат, топор и т.д.
Начните с поиска десяти слов на букву «Т» и попытайтесь побить свой рекорд. Затем попробуйте сделать то же с другими буквами.
Сочини стишок
Начните с простого односложного слова, такого, как, например, «кот» и по очереди добавляйте существительные в рифму: год, рот, крот, мед, лед, свод. Затем попытайтесь сочинить четверостишие, приблизительно такое:
Не кусай меня пчела,
Расскажи мне, как дела.
На прощанье сделай круг
И лети на пестрый луг.
Затем посмотрите, что получится с вашим стихотворением, если скомбинировать те же слова в другом порядке:
Прожужжала мне пчела:
«Хороши мои дела:
Я кусаться не хочу,
Лучше к лугу полечу».
Если даже вы не уверены в поэтическом даре вашего ребенка, все равно надо дать ему шанс. Ведь и взрослые с их большим запасом слов пишут иногда такие глупости.
Угадай, что это
Может быть, и вы играли в эту простую игру со своими родителями, а они со своими. Задумайте какой-нибудь предмет и попросите ребенка угадать, что это такое. Предложите ему одну подсказку. Если он не отгадает, подскажите еще раз. Продолжайте помогать ему до тех пор, пока он не назовет вещь правильно. Чтобы облегчить задачу, можно описывать признаки предмета и то, как его используют. Например, если вы выбрали для загадки руль автомобиля, первой подсказкой может быть: «Это что-то круглое». Затем: «Оно помогает направить машину в нужном направлении». Третья подсказка: «К нему прикасается водитель». Затем: «Мне нужно держать его, когда я веду машину». Сначала ваши описания должны быть простыми и конкретными для того, чтобы ребенок мог легко угадать предмет. Когда он приобретет опыт в этой игре, предмет можно описывать более завуалированно и давать детальные описания только по необходимости. Задавайте такие загадки друг другу по очереди.
Счет в дороге
Если вашему ребенку не терпится поскорее доехать, пусть он считает какие-нибудь предметы по пути следования. Можно подсчитать, сколько встретится светофоров с красным светом, сколько перекрестков находится на расстоянии от дома до поворота на шоссе или от школы до универсама. Предложите ему такую игру: кто досчитает до большего числа пока вы проедете от одного светофора до другого или сколько песен вы сможете пропеть до следующего поста ГИБДД.
Я знаменит
Это вариант хорошо известной старой игры «Двадцать вопросов»; разница лишь в том, что все вопросы относятся к выдающейся личности. Кто-то говорит: «Я знаменитый человек. Угадай, кто». Другие участники игры задают наводящие вопросы, чтобы определить «кто он», причем ответами могут быть только «да» и «нет».
Например, вы не можете спросить: «В каком кинофильме вас показывали в прошлом году?» По правилам только так: «Вас показывали по телевидению в прошлом году?», «Это было смешно?», «Это было серьезно?» и т.д.
По традиции можно задать только двадцать вопросов, чтобы угадать, о ком идет речь, но можно продолжить игру. Для этого «известная личность» должна дать вам три подсказки, и вы задаете еще двадцать вопросов. Можно придумать и любые другие правила.
Номерной знак
В любой стране дети играют с надписями на номерных знаках автомобилей. Вот варианты этих игр:
‑‑ дуплеты и триплеты — ищите буквы и цифры, которые повторяются на знаке;
‑‑ регионы — посмотрите, сколько номерных знаков различных регионов вы сможете обнаружить;
‑‑ необычные номерные знаки — ищите знаки с интересным сочетанием букв, выберите из них самые забавные и попытайтесь понять, что они означают;
‑‑ 21 — ищите номера, сумма цифр которых равна двадцати одному или любому другому числу, которое вы придумаете;
‑‑ алфавит — находя буквы на номерных знаках, называйте их в алфавитном порядке.
Как мы слышим буквы
Пока младшие дети играют в номерные знаки, вы можете с помощью другого упражнения развивать у старших способность различать буквы на слух. Для этого кто-то из вас называет слово, а другой должен назвать слово, которое начинается с последней буквы предыдущего. Например; слон, носорог, гиена, аист. Играйте по кругу против часовой стрелки. Предложите детям назвать 5 слов за 60 секунд или 10 слов за 2 минуты. Затем проверьте себя — получится ли это у вас быстрее.
Путешествие «куда-нибудь»
Вообразите, что вместо работы или магазина вы вместе с ребенком отправляетесь «куда-нибудь». Решите, куда бы вы хотели отправиться, что вам нужно взять с собой и что вы будете там делать. Упакуйте воображаемый багаж для путешествия «куда-нибудь» и представьте, какие развлечения вас там ждут. Вместе придумайте подробности путешествия и что вы там увидите.
Иногда вам приходится ехать по оживленной автомагистрали, что требует спокойствия и полной концентрации вашего внимания. Чтобы занять на это время ребенка, возьмите с собой песочные часы на 2—3 минуты. Если движение на дороге интенсивное или вы утомлены, дайте ребенку эти часы и попросите его сидеть тихо, пока песок пересыпается вниз. Если необходимо, пусть он перевернет их и подождет, пока песок пересыплется снова.
Пицца в машине
Если вы собираетесь, приехав домой, пообедать или поужинать, а долгая дорога утомила вас, лишив аппетита, то, еще находясь в машине, можно его возбудить. Подумайте, что бы вы хотели съесть; скажем, ваш ребенок выбирает пиццу. Начинайте «готовить» воображаемую пиццу прямо в машине. Спросите его, что для этого надо. Если он скажет, что нужно взять тесто, то поинтересуйтесь, как он собирается приготовить его. Поговорите о том, из чего делают томатную пасту, как тереть сыр и как получить сушеные приправы.
Забота о меню
Поберегите ваши вкусовые рецепторы. Не готовьте в воображении пиццу в тот день, когда вы собираетесь подать на обед рыбу с пюре.
Если ребенку понравилось готовить в машине, доведите дело до конца, и приготовьте настоящую пиццу дома, и конечно, с участием вашего маленького помощника, при этом вспоминая с ним о том, что вы обсуждали в машине.
Слова по алфавиту
Если ваш ребенок начинает читать, то есть уже хорошо знает алфавит, он готов для этой игры. В нее с удовольствием играют и взрослые, и охотно включаются старшие дети, помогая маленьким. Эта игра предназначена для целой команды.
Выберите какой-либо вид предметов, одушевленных или неодушевленных, — это могут быть животные, знакомые люди, предметы одежды или места, куда можно пойти. Затем назовите слова из выбранной категории в алфавитном порядке, например: антилопа, баран, волк, гиена… Маленьким детям можно подсказать. Смысл игры заключается не только в том, чтобы развлечься, но и выучить буквы, звуки, слова. Если в машине есть дети постарше, вы можете играть в эту игру двумя командами. Вначале младший называет антилопу, затем старший назовет других животных на «А», например, акула или аллигатор. Взрослый тоже может играть или помочь каждому из детей. Если не удается быстро найти слово, не задерживайтесь, продолжайте дальше, не заставляя детей скучать.
Домашнее задание
Когда вы вернетесь домой, выберите какой-нибудь предмет или животное, о котором не знает ваш малыш, и почитайте о нем в книжке. Вам тоже будет интересно.
Направления
Если ваш ребенок пытается выучить, где право, а где лево, помогите ему, посвятив пять минут игре в «Направления». Заниматься этим можно только на спокойных участках дороги и, конечно, не на середине шоссе. Пусть он управляет движением вашей машины, подавая команды «вправо» и «влево». Если он, подняв левую руку, скажет вам повернуть влево, вы так и делаете. Приняв команду, вы тоже можете поднять левую руку и сказать: «Есть, машина поворачивает влево». Если он велит поворачивать направо, а в этом месте нет правого поворота, то подъезжайте к тротуару, останавливайте машину и говорите: «Команда неверная, машина не может двигаться в этом направлении». Проделав несколько упражнений, проверьте, может ли ребенок, мысленно повторив эту ситуацию, дать верную команду.
Пространственные отношения
Когда ваш ребенок станет чуть старше и уже будет знать, где правая, а где левая сторона, вы можете использовать машину, чтобы помочь ему развить чувство дистанции. Для этого вы проезжаете четверть километра, полкилометра, километр, а затем называете расстояние — 250м, 500м и 1000м, то есть то, которое вы проехали.
Кто увидит первым
Пусть дети придумают свои дорожные правила. Например, если вы видите кафе, надо сказать «кофе». Если вы пересекаете железную дорогу — поднять обе ноги, а если увидите собаку — залаять. Смысл в том, что каждый раз надо первым верно выполнить правило. Тот, кто раньше всех наберет десять очков, выигрывает игру. В случае, если все реагируют одновременно, каждый получает очко.
Пальцы-куклы
В часы пик вы с ребенком можете оказаться в потоке быстро движущихся машин и вам необходимо внимательно следить за дорогой. Это одна из игр, которая предназначена для той нетипичной ситуации, когда ребенок хочет поговорить с вами, а вы не можете. Отправляясь в путь, возьмите фломастер, а лучше два, разных цветов, и нарисуйте на пальцах вашего ребенка рожицы — улыбающуюся, недовольную и удивленную с открытым ртом — три на одной руке и две на другой.
Пусть ваш ребенок даст имя каждой «кукле» и познакомит их между собой. Спросите его, может ли он рассказать им сказку, спеть песенку и как-то развлечь их, пока вы будете ехать по оживленному участку дороги.