Часто, говоря о родах мы мало осознаем ЧТО же на самом деле происходило, каков он процесс родов, какие процедуры нам делали и зачем, как это повлияло на исход родов или здоровье мамы и малыша.
Приведу примеры типичных врачебных манипуляций с активным вмешательством в процесс, так называемой акушерской агрессией. Подобные манипуляции часто встречаются в рассказах мам, иногда с не самым лучшим исходом. Не нужно думать, что это ужасно, или врачи не профессионалы, совсем не так. Это повсеместно принятая практика, к ней нужно быть готовой и нужно представлять, что происходит и по возможности заранее обговорить некоторые вопросы своих родов, чтобы снизить всевозможные риски
1. Клизма и бритье при поступлении.
По приказу №345 Минздрава РФ эти процедуры не являются обязательными. Более того, бритье положено только женщинам с заболеванием педикулез.
Отсутствие этих процедур не препятствует родам. А для женщины они несут психологический и физический дискомфорт. Включается простая схема: неприятные ощущения – стресс – выброс адреналина – уменьшение окситоцина – замедление родов.
В очищении кишечника самой по себе, действительно, нет ничего неприятного, иногда она полезна, но не на сильных схватках и не против желания женщины.
2. Вопрос о присутствии мужа (мамы, подруги).
В такой волнующий момент, как начало родов, очень нужна поддержка близкого человека. Он может снять страх, унять волнение, поможет расслабиться, что направляет роды в их естественное русло.
Исследования зарубежных ученых однозначно показали, что роды в присутствии близкого человека или человека, выполняющего такую роль для роженицы – даулы (доулы, дулы – различное написание одного и того термина), проходят намного успешнее и требуют гораздо меньше медицинских вмешательств.
К сожалению, в наших роддомах этот простой способ сделать роды более благополучными используется не так уж часто.
3. Прокол пузыря.
Сигнал к началу родов подает именно ребенок, выделяя в кровь матери вещества, как бы говорящие: «Я готов!». А если роды начинаются извне, только потому, что кто-то так подсчитал, то неготовность малыша к рождению, обязательно скажется в родах или после них.
Эта очень распространенная практика чрезвычайно порочна, т. к. негативно сказывается на ребенке. Ребенок насильственно лишается привычной среды тогда, когда это нужно врачу, а не ребенку. (Не имеется в виду случаи явной патологии, когда существуют объективные причины для вскрытия пузыря.)
Пузырь играет роль своеобразного клина, помогая раскрытию шейки матки. Но даже если он не выполняет эту роль (плоский пузырь), все равно он помогает ребенку прожить большую часть схваток в привычной водной среде, защищая его от излишнего сдавливания стенками матки. Природный механизм рождения идеально отработан за миллионы лет эволюции. Однако человек упорно пытается его «улучшить», создавая тем самым новые проблемы.
4.Безводный период.
Часто женщин пугают «10-12 часовым безводным промежутком», после которого по отечественным стандартам необходимо вводить антибиотики, т. к. «ребенок будет инфицирован». По западным стандартам этот промежуток равен 24 часам, но к физиологическому протеканию процесса эти стандарты не имеют никакого отношения. «Сухих» родов не бывает в принципе, воды все равно продолжают вырабатываться плодными оболочками. Кроме того, подтекание вод – это не полное их отхождение, и младенец продолжает плавать в своем водном мире, хотя околоплодный пузырь и дал трещину. Необходимо содержать себя в чистоте и избегать влагалищных обследований, чтобы свести к минимуму возможность инфицирования.
5 Довольно часто без видимой патологии, сразу делают КТГ. Эта процедура противоречит самому процессу рождения. Женщина вынуждена достаточно долго лежать на спине, что уже отрицательно сказывается на ее самочувствие и ребенке, т. к. в этом положении пережимается нижняя полая вена и кровообращение ухудшается. Женщина может даже потерять сознание в таком положении. У ребенка это может вызвать нарушение сердцебиения, что может быть принято за патологию и повлечь за собой неоправданные действия.
Рекомендации ВОЗ, пункт 8. Электронный контроль за плодом во время родов не всегда адекватно сказывается на процессе родов. Контрольное наблюдение за плодом с помощью компьютера должно проводиться в тщательно отобранных случаях и при провоцированных (стимулированных) родах.
6. Свобода передвижения.
Мне в родах постоянно пытались запретить стоять, чуть ли не насильно пытались уложить на кровать.
Схватки в положении лежа, без возможности сменить позу, гораздо более болезненны, поэтому применяется обезболивание.
Массаж, водные процедуры, дыхание и свобода движения и смены поз хорошо помогают уменьшить болевые ощущения в родах и легче переносить их.
По рекомендациям ВОЗ, пункт 10, необходимо, чтобы во время схваток женщины могли ходить. Каждая женщина должна свободно решать, какое положение ей принять во время родов. Нет ничего более неестественного, чем неподвижно лежащая рожающая женщина. Тем не менее, в большинстве роддомов женщине до сих пор на это требуется разрешение врачей. Этого также можно избежать, заранее договорившись с врачом, или узнав, как обычно принимают роды в выбранном роддоме.
7. Окситоцин
Рутинное применение окситоцина – еще один бич наших роддомов. Этот серьезный фармацевтический препарат вводится большинству рожениц без действительно необходимых показаний.
Искусственный или периферический окситоцин, который вводится в роддоме для стимуляции родов сильно отличается от собственного окситоцина матери. Натуральный материнский окситоцин известен как гормон любви, поступающий в кровь во время оргазма. Он вырабатывается гипофизом женщины во время всей беременности и максимально наполняет её кровь во время родов. Окситоцин влияет на каждую клетку в организмах матери и ребёнка, в том числе на все мозговые структуры. Подобно «мудрому» регулировщику он соединяет все тончайшие процессы, идущие в двух организмах, поддерживая постоянную гармонию.
Периферический окситоцин, вводимый для стимуляции, вторгается в эту гармонию как «непрошеный помощник». В отличие от природного, он не доходит ни до мозга матери, ни до мозга ребёнка, что установлено недавними научными исследованиями. Он просто имитирует физиологическую часть родового процесса, вызывая чрезмерно резкие, частые и, соответственно, болезненные схватки. В результате таких схваток ребенок получает меньше кислорода, а мама быстрее устаёт, поскольку не успевает отдохнуть в паузах между ними. Из-за того, что схватки более резкие, растет риск смертельно опасного маточного кровотечения.
Искусственный окситоцин создаёт стресс для ребёнка, развивается критическая ситуация и растёт риск кесарева сечения. Поэтому американская коллегия акушерства и гинекологии (AKAG) рекомендует, чтобы при родах, стимулированных окситоцином, использовалась кардиотокография и присутствовал хирург, готовый в любой момент сделать кесарево сечение. Роды уже стали рискованными.
Поскольку окситоцин — гормон любви, то о влиянии искусственного окситоцина на процесс послеродового воссоединения ребёнка с матерью даже страшно подумать. Недавние исследования показали возможную связь между стимуляцией периферическим окситоцином во время родов и аутизмом у ребёнка.
8.Обезболивание
Как правило одно медицинское вмешательство влечет за собой другое, потом третье и т. д., так называемый «эффект домино». Вскрытие плодного пузыря дало отсчет времени для безводного промежутка, введение окситоцина вызвало очень чрезвычайно болезненные схватки, что привело к применению анестезии (обезболивания).
По рекомендациям ВОЗ, пункт 12, во время родов следует избегать применения болеутоляющих и анестезирующих препаратов без соответствующих медицинских показаний.
Самая большая опасность для ребёнка — гипоксия и угнетение дыхательного центра ребёнка. Страдая от недостатка кислорода, дети «наркотизированных» мам рождаются слабыми, синеватыми, нуждаясь в поддержании дыхания: кислородных масках, кювезах и т. п. Случаи тяжелой гипоксии, называемые асфиксией, могут вызывать церебральные (мозговые) нарушения или даже смерть ребёнка, как при рождении, так и внутриутробно в процессе родов.
До шестидесяти пяти процентов детей, рождённых с применением обезболивания, имеют выраженные признаки гипоксии. Это делает стимуляцию дыхания в роддомах обязательной рутинной процедурой.
Обезболивание, кроме всего прочего, делает ребёнка неспособным активно участвовать в родах, что ещё больше осложняет процесс и увеличивает потребность в стимуляции.
Даже самые современные виды обезболивания имеют определённый риск и несут отрицательные побочные эффекты, намного перевешивающие возможную пользу, пожалуй, за исключением оправданного кесарева сечения
9. Потуги.
В большинстве роддомов женщины в потугах находятся на «родильном столе». Положение на спине наиболее неблагоприятно для рождения ребенка и неудобно для матери, но удобно для акушеров.
Для родов это очень неудобная позиция. Она создает определенный физический стресс для роженицы и ребенка, т. к. в этом положении сдавливается нижняя полая вена, что ухудшает кровоток и способствует гипоксии у них обоих. Горизонтальное положение вынуждает роженицу бороться с силой тяжести, вместо того, чтобы использовать ее в качестве союзника, как при вертикальных родах. Такая позиция создает дополнительное давление на промежность и заднюю стенку родового канала, что неблагоприятно для мягких тканей. В вертикальном положении растяжение промежности и вульварного кольца происходит равномерно, что является хорошей профилактикой разрывов.
В потугах, так же, как и на схватках, женщине очень помогает свободный выбор позиций, перемена положения тела, свобода передвижения. Если женщине не мешать, она интуитивно занимает то положение, которое наиболее благоприятно для прохождения ребенком родового канала в данный момент. Это может быть положение и на четвереньках, и на корточках, и с опорой на стол, и в полуприседе с поддержкой сзади и т. д., в том числе и на спине, но только если женщина занимает его инстинктивно, сама.
Кроме того, переход на кресло «выбивает из колеи» роженицу, она «выныривает» из своего родового состояния, т. к. чтобы проделать это, ей приходится «включать» голову. В результате, зачастую потуги, следующие одна за другой, после расположения на кресле «вдруг» пропадают.
Тужиться, не зная как, действительно тяжело. Часто усилие направляется не вниз, помогая ребенку продвигаться наружу, а вверх, в результате чего и повреждаются сосуды в глазах и на лице.
Но при естественном течении родов женщину никто специально тужиться не заставляет, она следует ритмам своего тела. Когда они не сбиваются искусственно (навязанным положением, лекарственными препаратами и т. п.), роженице не нужны подсказки со стороны.
Женщинам, которым противопоказаны потуги (например, из-за миопии высокой степени, изменений на глазном дне и т. д.), следует избегать жестких стимулированных родов, им необходимы мягкие естественные роды, в которых потуги плавно регулируются дыханием, свободным поведением роженицы в родах и выбором удобной для нее позы.
90% экстренных кс можно избежать, если дать женщине возможность тужиться в удобной позе. И тогда можно позабыть об узком тазе или «застрявшем ребенке»
10. Рождение плаценты – завершение родов.
Это очень важный и ответственный период, в котором опасаются возникновения кровотечения. Именно поэтому женщину нельзя торопить с рождением последа! У старых акушеров есть выражение: «в последовый период – руки прочь от матки!». Очень образно и емко.
Ни в коем случае нельзя дергать за пуповину, давить на живот или каким-либо другим способом пытаться ускорить этот процесс, который подразделяется на две части: отделение плаценты и собственно рождение последа – выделение плаценты со всеми оболочками наружу.
Еще несколько десятилетий назад нормальным считалось рождение последа в течение двух часов. Сейчас эту норму искусственно сократили до 30 минут, и даже она на практике не соблюдается (обычно это 5-15 минут). Но физиология женщины за эти десятилетия не изменилась! И чтобы родить плаценту с такой космической скоростью, после или в момент рождения ребенка практически всем родильницам вводят сокращающие матку средства, производят потягивания за пуповину. Результатом являются частые кровотечения и неотделение или неполного отделение плаценты.
.
С точки зрения психологии, ребенок, подвергшийся насилию в родах, будет нести эти впечатления в подсознании всю последующую жизнь, что невольно скажется на его будущем отношении к окружающему миру. А о матери часто говорят «изнасилованная родами», что отнюдь не способствует желанию женщины рожать еще раз.
Врач – не волшебник. Он может помочь, но большинство способов несовершенны и небезопасны. Поэтому нужно понимать, что удачные роды во многом зависят только от женщины.
Отредактировано Александра и ко (Воскресенье, 28 ноября, 2010г. 22:24:20)