Сюжет
Когда Ивану Мирошникову было 16 лет, его родители развелись. После провала Ивана на вступительных экзаменах в пединститут мать подыскала сыну работу — курьер в редакции научного журнала. В первый же рабочий день Иван опоздал на 3 часа, по заданию, к профессору Кузнецову, известному специалисту по педагогике, публикующемуся в журнале. У него дома Иван познакомился с его дочерью Катей. Кате понравилась оригинальность Ивана, выделяющая его на фоне всего её окружения. Они быстро находят общий язык, в том, как нужно легче и веселее относиться к жизни, в отличии от их родителей и всего предыдущего поколения, пусть и построившего блага для них. Профессор произносит фразу, обращаясь к курьеру как к представителю нового поколения: «Я, мы, наше поколение, хочет знать: для кого мы жили и боролись? В чьи руки попадёт воздвигнутое нами здание?». Катя, являясь нетипичной представительницей золотой молодёжи СССР, не сразу поняла, что раскованность Мирошникова — не более чем инфантильное (неопределённое и наивное) желание как-то устроиться в «большой жизни», о чём в ответ Кузнецову высказал сам Иван: «Хотелоcь бы всё иметь без особого труда, например, за счёт обольщения вашей дочери, затем женюсь на ней и „Дело в шляпе“. У вас и связи имеются и денежки водятся, не захотите же вы сделать несчастной жизнь единственной дочери! Найдёте же возможность и в институт меня пристроить, и тёплое местечко выхлопотать…». В отличие от отца, решившего, что курьер — типичный представитель молодых людей, у которых нигилизм сочетается с хамством, Кате новый знакомый понравился, а её мать посчитала его «оригиналом». Кузнецов считался с мнением дочки, жены и матери, которые его постоянно окружают и неприязнь (антипатия) к Ивану быстро прошла.
Молодые люди начали встречаться. Иван знакомит Катю со своей компанией, которая ей приходится не по душе, как и Ивану Катины подруги и друзья, когда Катя в ответ знакомит его с ними. Вскоре они начинают ощущать, что они разные. Иван, со своими друзьями — типичные представители «безотцовщины», «ПТУшников» и просто дворовой шпаны, у которой типичное занятие — бренчание в подворотне на гитаре или игра в карты, или катание на скейтбордах и в лучшем случае посиделки в кино или в «кафе-мороженное», на которое у них нет лишних денег. Катя — представитель «золотой молодежи» той поры, которых сложно удивить, даже если похвастаться пятилетним пребыванием в «зоне» или выпить в один присест два флакона духов «Мадам Роша». Постоянные обезьянничания Ивана постепенно начинают раздражать Катю, которая хочет жить красиво, для чего ей необходимо следовать воспитанию и советам её родителей, добившихся пусть и не всего того, что Катя хотела бы добиться для себя.
Когда Иван приходит домой к Кате с цветами, чтобы извиниться, он, неожиданно для себя, присоединяется к гостям и близкому окружению Кузнецовых. Тема разговора у гостей заходит о современности и молодёжи. После нелепости Ивана перед гостями, Катя подбирает момент чтобы задеть Ивана — заявляет то о чём она мечтает и сорвавшись убегает от гостей. Катя решает больше не встречаться с Иваном, в то время как ее отец уже пересмотрел некоторые свои взгляды, в том числе, и на их с Катей, отношения. Иван, сам того не ожидая, перевернув все представления профессора педагогики о современной молодёжи, пожертвовал своей первой влюблённостью.
Трагикомедия наглядно показывает конфликт поколений и типичные для СССР 80-ых настроения в обществе, когда с одной стороны многое казалось бы есть и это общее-государственное (быт на хорошем начальном уровне, промышленность, полезные ископаемые и т. д.), нужно только формальное конформистское усилие, чтобы получить это у государства (образование, вступление в КПСС или КГБ, быть терпимым по отношению к окружающим). Но именно этих формальных шагов молодежь времен перестройки делать и не хотела, в связи с падением привлекательности советского образа жизни и «переориентированием на запад».
Трагикомедия высмеивает новое, своебразное и противоречивое отношение последнего советского поколения к идеям гуманизма, и. которые менее приоритетны чем стремление получить более комфортную жизнь, ж. для которой в СССР всё уже было готово предыдущими поколенями, п. части которых пришлось отстаивать это (идеи гуманизма и право на жизнь) в войне, в. о которой хоть и упоминалось часто в годы Перестройки (например культовый фильм Иди и смотри), но отфильтровывалось в сознании основной массы общества, не шаблоном гуманнизма и ужасами от войны прошлых поколений (Старый Орадур-сюр-Глан), а ново-выработанным современным космополитичным веянием из стран первого мира, который и сам «заглаживал раны» скорее успехом технического прогресса (благодаря которому и началась последняя мировая война), чем идеям гуманизма, которые не прижились, особенно, в основной массе последнего и противоречивого поколения СССР, к которой Иван скорее не относится, а высмеивает ища своё место в «большой жизни» этого нового противоречивого и неоднозначного общества СССР тех лет, что и понравилось Кате, живущей другой жизнью, которой эта «большая жизнь» дана с рождения без её личного мнения (и в этом смысле произведение — это некоторая смесь из осовремененных идей произведений: Герой нашего времени, Ромео и Джульетта и др.).
Источник