ВЕДЬМЫ в ЛЕГГЕНСАХ
Средневековье - мрачноватый период. Брюк в современном виде пока еще не придумали (это произойдет гораздо позже - после Французской революции), мужчины из высших сословий носят обтягивающие леггенсы (на манер современных балерунов), простонародье - холщовые портки.
Думаете, женщин, рискнувших облачиться в леггенсы или порты, подвергали общественному презрению? Вовсе нет! Их просто сжигали на костре, предварительно подвергнув мучительным пыткам.
БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНАНо все когда-нибудь заканчивается... Постепенно, шаг за шагом, началась трансформация женской одежды.
Первой попала под удар длинная юбка, как самая неудобная с практической точки зрения одежда.
В самом деле: она собирала грязь на не мощеных улицах старинных городов, а потом эта грязь на подоле приносилась в дом. Кринолины и корсеты превращали простейший подъем по лестнице в разновидность экстремального вида спорта.
Мода тогда не менялась так стремительно, но подол платья поднимался все выше и выше. Конечной целью не являлось обнажение женских ног (мысль по тем временам совершенно недопустимая), а придание некоторой практичности дамской одежде.
Чтобы обнаженные щиколотки не смущали мужчин, под платье надевались панталоны. Актрисы, да и светские дамы во время маскарадов, частенько любили наряжаться одалисками - короткое, до колен платье и панталоны.
Панталончики носили француженки году в 1800-м. Несколько позже они стали основным элементом одежды для девочек (практически до конца XIX - начала XX века).
ФЕМИНИСТКИ vs ФЕМИНЫ
Поскольку ношение брюк женщинами было под запретом, совершенно естественно, что на них обратили внимание феминистки. Одной из первых была Элизабет Смит Миллер. Она включила в свой гардероб брючный костюм и гордо продемонстрировала его своей кузине Элизабет Кэди Стэнтон и ее подруге Амелии Блумер, редктору Лили, феминистского журнала о женских реформах.
В 1851 году Блумер начала носить брюки с укороченной юбкой. О преимуществах этой одежды она поведала на страницах своего журнала.
Пресса разделилась на два больших лагеря: одни издания бурно приветствовали новую моду (появился даже специальный термин - "стиль блумер"), другие же восприняли статью, как узурпацию прав мужчин.
К середине 50-х годов XIX века стиль "блумер" широко распространился по Западной Европе. Молодые феминистки в Британии и Германии стали носить брючные костюмы.
Сторонники феминизма считали, что это патриотично, морально, удобно и полезно для здоровья.
Противники выдвигали в качестве решающего аргумента не патриотичность костюма. Дескать, навеян чуждой культурой (ближний и средний восток).
Дамы, надевшие "блумер" в публичных местах уже не сжигались на кострах, но подвергались осмеянию. В газетах того времени можно встретить многочисленные карикатуры на феминисток в мужских костюмах.
В конечном счете "блумер" стал ассоциироваться с движением за женские права. Однако многие феминистки через несколько лет перестали носить "блумер", посчитав, что ридикюль - более продуктивное средство борьбы. Даже сама родоначальница стиля Амелия Блумер, переехав в консервативную Айову, вернулась к старому доброму платью с кринолином. В противном случае местное общество бы не приняло ее.
ХАЧУ ВИЛАСИПЕЕЕЕД!
В середине XIX столетия впервые возник интерес к гимнастическим упражнениям и активному отдыху - пешие походы в горы, плавание. А в 1878 году в Америке выпустили первый велосипед.
И вот тут возникли некоторые трудности: женщины стали азартно осваивать новое индивидуальное средство передвижения, однако, даже костюм "блумер" с юбочкой до колена оказался неудобным.
"Что же нам носить?" - такими заголовками пестрели газеты, размещая письма возмущенных женщин-велосипедисток.
Мода раскачивалась 16 лет (!), но в к 1894 году календари и модные журналы демонстрировали самые разнообразные варианты "костюма велосипедистки".
Юбка еще присутствовала, но имелась специальная пряжка, с помощью которой юбку можно было "подобрать", садясь на велосипед, а потом, закончив прогулку, легким движением руки вновь обрести традиционный женский облик.
ЛЕГАЛАЙЗ ИТ!
Можно сказать, что к концу XIX - началу XX века брюки частично легализовались, как одежда для спорта. Именно поэтому в 1909 году во Франции отменили указ императора Наполеона на "запрет ношения женщинами мужских брюк".
XX век, первая его половина.
Нельзя не вспомнить знаменитую Марлен Дитрих. Ее любимейший фасон брюк - завышенная талия, клеш от бедра, так и называется теперь "a la Марлен Дитрих".
Пирл Уайт
Но до Марлен была знаменитая звезда немого кино, героиня фильмов "экшн" Пирл Уайт: куртка летчика твидовые брюки - именно благодаря Пирл этот костюм стал модным.
ОТ БОГИНЬ - К ДОМОХОЗЯЙКАМ
Но все равно вплоть до 60-х годов прошлого столетия брюки оставались предметом гардероба звезд кино.
Только в 1964 году на Парижской неделе моды был показан брючный костюм, ставший в международным хитом. Его можно было носить везде, всегда, в любом возрасте. Его можно было сшить из любой ткани - твида и вельвета, саржи и джерси.
Женщины в брюках вышли на подиум, вышли на улицу, но до середины 70-х годов брюки были под запретом в офисах, да и во многих ресторанах отказывались обслуживать посетительниц, одетых "по последней моде".
ОНИ СРАЖАЛИСЬ ЗА ШТАНЫ!
О тех, кто боролся за наше с вами право носить брюки, сохранились многочисленные легенды.
Нен Кемпнер - "крепкий орешек" в индустрии моды. Когда в далекие 60-е ей указали на недопустимость брючного костюма в обеденном зале, она демонстративно сняла брюки и осталась в одном жакете.
ЖЕНЩИНЫ НАДЕЛИ БРЮКИ, НО ТОЛЬКО ДЖИНСЫ УРАВНЯЛИ ИХ В ПРАВАХГоворя о женщинах и брюках, невозможно обойти стороной джинсы.
Ведь первоначально в женских брюках молния была сбоку (сейчас такие тоже встречаются, но тогда все брюки были такого фасона).
Джинсы "уравняли" женщин в правах с мужчинами.
А ЧТО ОБТЯГИВАЕТ ТЕБЯ?
Времена меняются, и мы меняемся вместе с ними.
Январь 2003 - почти 100% опрошенных дам предпочитают носить... брюки. Потому что это - удобно, безопасно, экономно (в отличие от постоянно "ползущих" капроновых колготок).
Юбку надевают только для "особых случаев" (встреча с перспективным кавалером), чтобы не забыть, как это носится, чтобы поиметь дивиденды от общения с противоположным полом.
Кстати, противоположный пол, оказывается, не так уж однозначно любит женщин в юбках.
Очень многим нравятся раздетые женщины или женщины в красивом белье. Многие респонденты-мужчины признались, что любят смотреть на хорошенькие ножки... Если ножки так себе, то представители сильного пола лучше посмотрят на хорошо сшитые брюки...
За окном XXI век, мода меняется стремительно и уже не так жестко диктует нам что, где и когда носить. Забавно, но в последние годы мы охотнее надеваем корсеты и юбки на кринолинах, то, против чего так упорно боролись женщины почти 150 лет тому назад...
Текст: Ирина Шанина